Товарная биржа

 

                                                           Содержание.

 

   Введение . Товарная биржа как рыночный институт......................................   2

 

   Глава 1. Эволюция биржевой торговли............................................................   4

 

   Глава 2. Основные понятия биржевой деятельности

 

1. Классификация бирж по видам.........................................................................   6

 

2. Биржевые товары...............................................................................................    6

 

3. Участники биржевой торговли.........................................................................    7

 

4. Виды биржевых сделок......................................................................................    8

 

    Глава 3. Цена на товарной бирже

 

1. Биржевая цена и биржевая котировка.............................................................  11  

 

2. Особенности ценообразования на фьючерсном рынке..................................  12

 

     Глава 4. Биржевая торговля в России.............................................................  16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       ВВЕДЕНИЕ. Товарная биржа как рыночный институт.

 

      Товарная биржа - классический институт рыночной экономики, формирующий оптовый рынок путем организации и регулирования. Она объединяет продавцов и покупателей для проведения торговых операций. В более широком смысле это организованный товарный рынок, в рамках которого в соответствии с установленными правилами совершаются сделки по купле-продаже отдельных видов товаров.

     Биржа имеет организационную , экономическую и юридическую основу. Она является юридическим лицом, обладающим обособленным имуществом, имеющим имущественные и личные неимущественные права и обязанности - она может от своего имени заключать договора и иные сделки, быть истцом и ответчиком в суде, государственном арбитраже, третейском (арбитражном) судей. Биржи могут создавать союзы, ассоциации и другие объединения, не противоречащие требованиям антимонопольного законодательства. Она представляет собой хорошо оборудованное “рыночное место”, предоставляемое в распоряжение профессионалов биржевого торга - брокеров и дилеров.

     С экономической точки зрения биржа - это организованный в определенном месте, регулярно действующий по установленным правилам оптовый рынок, на котором совершаются торговля ценными бумагами, оптовая торговля товарами по образцам и стандартам или контрактами на их поставку в будущем, а также валютой и редкоземельными металлами по ценам, официально установленным на основе спроса и предложения. Биржу как тип торгового процесса отличают моментальность встречи спроса и предложения, сменяемость ролей участников, резкое ускорение процесса заключения сделки.

  Биржевая деятельность представляет собой самостоятельную форму коммерческой деятельности с целью получения прибыли. Она  концентрируется в местах производства и потребления товаров - крупных промышленных и торговых центрах, ведется по специфическим видам товаров, т.н. биржевым товарам, крупными партиями, ведется в отсутствие товара по образцам, описанию каталогам, а также контрактами или договорами на их поставку в будущем и правом на заключение таких договоров в будущем, проводится регулярно, учитывает возможность концентрации спроса и предложения, продавцов и покупателей во времени и пространстве, отличается гласностью торгов - все желающие могут получить исчерпывающую информацию об объемах заключенных в процессе торгов сделок и складывающихся ценах, характеризуется свободным ценообразованием - цены формируются в соответствии со спросам и предложением, конкуренцией, они непостоянны и чутко реагируют на инфраструктуру рынка, торговля ведется биржевыми посредниками, которые могут выступать от имени и в интересах непосредственных производителей и потребителей товаров.

   Биржевая торговля ведется по единым исторически сложившимся и законодательно утвержденным правилам, действие которых регулирует складывающийся рынок с использованием типовых документов для оформления и совершения сделок, осуществляется при наличии определенных требований к условиям поставки проданных товаров. Правила биржевой торговли : порядок проведения биржевых торгов , видов сделок, наименования товарных секций, основные структурные подразделения , порядок информирования , регистрации и учета сделок, котирования цен , взаимных расчетов, контроль над процессом ценообразования в целях недопущения резкого дневного изменения цен, исключения распространения ложных слухов, вызывающих панику, меры обеспечивающие порядок и дисциплину, обеспечение соблюдения решений общего собрания , размеры отчислений, сборов, тарифов и других платежей и порядок взимания их. Биржа имеет право на самостоятельное и свободное установление отчислений в пользу биржи от комиссионных биржевых посредников, сборов , тарифов и других платежей , взимаемых за услуги биржи с ее членов и других участников, штрафов за нарушение устава и правил биржевой торговли. Бирже запрещается устанавливать уровни и пределы цен на биржевой товар в биржевой торговле, размеры вознаграждения, взимаемого посредниками. Следует обратить внимание на то, что биржа как рынок связывает микро- и макроуровни хозяйства, свободно хозяйствующих предпринимателей с экономикой в целом. Биржа предусматривает отсутствие прямого государственного воздействия на процесс биржевого торга , вырабатывает два основных стандарта, характеризующих качество и цену товара, являющегося объектом купли-продажи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Глава 1. Эволюция биржевой торговли.

 

 

     Товарные биржи, прошедшие многовековой путь от локальных рынков наличного товара до высоколиквидных международных рынков срочных контрактов, представляют собой яркий пример саморазвивающегося рыночного института, ставшего неотъемлемой частью производственно-финансовых операций большого числа компаний и организаций. Сохраняя свои оригинальные черты - открытость проведения торговых сессий, конкурентный способ заключения сделок, биржи совершенствуются как с технической точки зрения (электронные системы биржевой торговли ) , так и за счет расширения видов совершаемых операций и торгуемых контрактов. Современные товарные биржи  - результат длительной эволюции различных форм оптовой торговли и одновременно один из видов организованного товарного рынка.

     Исторически первоначальной формой оптовой торговли можно считать караванную торговлю , ее отличали эпизодичность, нерегулярность проведения, отсутствие определенного места торговли и правил осуществления. В караванной торговле наблюдалась простейшая форма рынка - базар, где спрос (покупатель) ищет предложение( среди сидящих на базаре продавцов) , причем поиск этот может идти довольно долго. Для этого рынка как формы торговли характерны следующие черты: торговля производится регулярно (ежедневно), ее основой являются гласно(публично)проводимый торг и отсутствие ограничений для товаров, являющихся объектом купли-продажи, товар обязательно присутствует при проведении торга, обычно торговля ведется небольшими партиями и после операций купли-продажи товар передается сразу из рук в руки, что исключает необходимость оформления специальных документов, подтверждающих смену собственника, цена на товар устанавливается на основе спроса и предложения, покупатель товара, как правило, является его же потребителем, локальные рынки обслуживают в основном небольшие территории.

        На смену караванной пришла ярмарочная торговля - на ярмарках в Европе в 12-13 вв. проводились сделки с наличным товаром , время, место и правила проведения торгов было точно обозначено, на некоторых ярмарках были разработаны стандартные требования к качеству различной продукции, введена практика торговли по образцам. Ярмарочный тип торговли отличается наличием торговых рядов, часто специализировавшихся на определенных товарах, и предложение призвано улавливать спрос, но при этом стороны имеют определенные неизменные роли. Основные черты ярмарки - ее эпизодический характер ( один раз в год), ведение торговли в форме гласного (публичного) торга, торговля специфическими товарами по образцам, описанию, каталогам ( причем товар, как правило, не присутствует). В связи с продажей товара крупными партиями с отсроченным сроком передачи его покупателю необходимы специальная документация, подтверждающая передачу права собственности на товар (договоры, контракты), особые нормы и  правила проведения торга и органы, регулирующие и разрешающие споры. В этом случае цена на товар устанавливается в результате спроса и предложения, покупателем на ярмарке вместо конечного потребителя выступает перекупщик (посредник).

        К 16 в. бурное развитие торговли, в т.ч. международной,  в связи с открытием Америки , укреплением капитализма в Европе , возникновением крупных мануфактур привело к появлению постоянных , а не периодических мест торговли, возникли специализированные торговые центры, своего рода оптовые магазины, т.е. появились биржи. Согласно одной из версий, термин “биржа” произошел от фамилии владельца крупной маклерской конторы в бельгийском городе Брюгге  господина Ван де Бурсе, предоставившего свой дом для сбора купцов, собиравшихся на площади перед его домом. Если не считать объединения денежно-меняльных контор, первые биржи были товарными и появились в Италии (Венеция, Генуя, Флоренция). К числу первых бирж относят биржу в Антверпене ( 1531 г.), в Лионе и Тулузе ( 1549 г.), в Амстердаме ( 1608 г., где впервые была введена торговля по образцам и пробам товаров, установлены средние качественные нормы для товаров, впервые стали проводиться операции с ценными бумагами - облигациями госзаймов ). В своей высшей форме биржа реального товара приобрела следующие черты : торговля осуществляется на основе описания качества и в отсутствие самого товара, продаваемые партии товара стандартизированы, однородны и взаимозаменимы, проводимые на бирже операции могут иметь как производственно-потребительскую, так и спекулятивную направленность, торговля ведется по строго определенным самой биржей правилам при активном взаимодействии как продавцов, так и покупателей. Во второй половине 19 в. стали возникать новые виды бирж - фьючерсные биржи , или биржи срочных контрактов. В Японии в 1790 г. возникла биржа по торговле рисом, в США - в 1848 г. ( в Чикаго).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Глава 2. Основные понятия биржевой деятельности.

 

1. Классификация бирж по видам.

   Для лучшего понимания особенностей работы бирж их необходимо классифицировать , т.е. объединить в отдельные группы соответственно выбранному признаку классификации. Обычно признаками классификации бирж выступают : вид биржевого товара, номенклатура товаров, принцип организации, форма участия посетителей в биржевых торгах, место и роль в мировой торговле, сфера деятельности, преобладающий вид биржевых сделок, характер деятельности, степень реализации учредительных функций. В зависимости от объектов биржевой торговли различают товарные, товарно-фондовые, фондовые и валютные биржи, биржи труда. По номенклатуре товаров биржи подразделяются на универсальные (общего типа) и специализированные. Универсальная товарная биржа торгует широкой номенклатурой товарно-материальных ценностей. Специализированные биржи имеют специализацию потоварную или по группам товаров - в члены биржи или ее секции принимаются непосредственные производители той или иной товарной группы.  По принципу организации за рубежом различают публично-правовые (государственные) биржи, контролем за которыми занимается государство, и частно-правовые,  в то время как в России исторически биржи имели статус публично-правового института , а при организации бирж в 1990-1991 годах была сделана попытка придать им статус частно-правового института, который руководствуется наряду с официальным законодательством собственными правилами самоуправления. По форме участия посетителей в торгах биржи могут быть открытыми и закрытыми. При этом открытые биржи бывают 2 типов : чисто открытая биржа, на которой контрагентов не обязывают пользоваться услугами посредников, и открытая биржа смешанного типа, где вместе с продавцами и покупателями участвуют посредники - брокеры и дилеры. В зависимости от места и роли бирж в мировой торговле принято разделять международные биржи ( особый вид постоянно действующего оптового рынка, охватывающий несколько государств) и национальные (действующие в пределах одного отдельно взятого государства, учитывающие особенности развития производства, обращения и потребления материальных ресурсов, присущих данной стране), а в нашей стране можно еще условно разделить на центральные (столичные), межрегиональные и региональные (локальные). В зависимости от характера деятельности выделяются биржи коммерческие (целью является получение прибыли акционеров) и некоммерческие (создается для снижения затрат в проведении коммерческих сделок). Преимущественный характер биржевых сделок позволяет различать биржи реального товара, фьючерсные биржи и биржи опционов. Степень реализации учредительных функций находит отражение в следующих разновидностях бирж : недобиржа ( биржоид), обычная биржа, компьютерно-телексная биржа.

 

2. Биржевые товары.

   

    Торговля на товарных биржах ведется определенным количеством стандартного товара, который должен отвечать особым требованиям : быть качественно однородным, количественно определенным по числу , размеру и весу, может быть заменен любым другим товаром из той же партии. К биржевым товарам относят товары, не изъятые из оборота , определенного вида и качества, в том числе стандартный контракт или коносамент на указанные товары, допущенные в установленном порядке биржей к биржевой торговле и   полностью или частично продаваемые через биржи. На современных товарных биржах в оборот вовлечены не только осязаемые товары, но и такие ценности, как индексы цен, банковский процент, ипотека, валюта, контракты на фрахтование, государственные ценные бумаги. Необходимым условием для биржевого товара является свободное ценообразование, т.е. цена на этот товар должна  устанавливаться в зависимости от конъюктуры рынка, а также иных факторов (социальных, экономических, политических, форс-мажорных). Товары с невысокой степенью монополизации производства или потребления имеют больше шансов остаться надолго предметом биржевой торговли, однако, если имеется устойчивая доля свободной торговли и немонопольные участники, возможно существование биржевой торговли высокомонополизированными товарами ( например, рынок нефти и нефтепродуктов ) .

      Номенклатура биржевых товаров традиционно состоим из 2 основных групп : 1) продукция сельского хозяйства ( масличные - семена, шроты, масла, зерновые - пшеница, кукуруза, ячмень, рожь, овес, продукция животноводства - живой скот  , мясо, окорока, пищевкусовые товары - сахар, кофе, какао-бобы, товары текстильной группы - хлопок, шерсть , шелк, пряжа, натуральный каучук, картофель, пиломатериалы, замороженный концентрат апельсинового сока),         2)  промышленное сырье и полуфабрикаты (энергоносители - нефть, бензин, мазут, дизельное топливо, драгоценные металлы - золото, серебро, платина, палладий, цветные металлы - медь, алюминий, цинк, свинец, никель, олово)  .

  

     3. Участники биржевой торговли.

     Основные виды участников операций на товарной бирже - хеджеры, торговцы в операционном зале и спекулянты.

    Хеджер - торговец, ведущий операции на рынке реального товара, лежащего в основе фьючерсного контракта, который использует фьючерсныые рынки для уменьшения риска ценовых колебаний. Участник может считаться хеджером, если его действия основаны на двух мотивах : присутствие на рынке наличного товара и заинтересованность в уменьшении риска. Это может быть фермер, использующий фьючерсные контракты для защиты стоимости урожая,  коммерческий банк, использующий контракты на процентные ставки, импортер, уменьшающий риск колебаний курсов валют с помощью фьючерсных операций. Хеджеры являются поставщиками реальных товаров и услуг , обеспечивают регулярный и двусторонний приток приказов на покупку и продажу.  

         Торговцы в операционном зале  - категория лиц, являющихся членами биржи и осуществляющие заключение контрактов за свой счет (местные трейдеры) или за счет клиента (брокеры). Цель первых - получение небольшой прибыли за счет преимуществ , которые на мгновение создает дисбаланс между приказами на покупку и продажу, покупая по цене покупателя и продавая по цене продавца на данный момент, т.к. положение их в зале позволяет им действовать мгновенно. Главная их функция - обеспечивать краткосрочную ликвидность для рынка в целом. Доход вторых составляют в основном комиссионные , а не торговая прибыль, он связан с объемом осуществляемых им сделок. Функция брокеров - способствовать участию во фьючерсной торговле не членов биржи, являться связующим звеном между биржей и другими участниками операций. В действительности каждая фьючерсная биржа разрешает брокерам исполнять приказы других и действовать за свой счет одновременно (двойная торговля). Члены товарной биржи - это физические и юридические лица, участвующие в формировании ее уставного капитала либо вносящие членские или иные целевые взносы в имущество биржи. На товарной бирже могут быть две категории членов : полные ( с правом на участие в биржевых торгах во всех секциях , отделах, отделения биржи) и неполные ( с правом на участие в биржевых торгах в соответствующей секции , отделе, отделении биржи). Центральной фигурой среди участников биржевой торговли считается брокер, который является связующим звеном между биржей и клиентами и имеет право : купить или продать товар в соответствии заказом клиента или по собственному усмотрению, изменить цену и количество товара, предложенного для продажи, знакомиться с информацией, касающейся товаров, выставляемых в торг, воспользоваться услугами , оказываемыми биржей. Обязанностями брокера являются : присутствие в зале в тот момент, когда объявляется товар, заявленный им для продажи или покупки, соблюдение правил биржевой торговли конкретной биржи, выполнение заказов клиента, регистрация и документальное оформление заключенной сделки, представление необходимой информации о биржевых торгах в брокерскую систему (контору), в которой он работает. Члены биржи - не брокеры осуществляют операции только от своего имени и за свой счет, причем с реальным товаром, или на договорной основе с брокерскими фирмами.

  Спекулянты - участники фьючерсных операций, которые не имеют заинтересованности в соответствующем наличном рынке, но ведут торговлю фьючерсами в надежде получить прибыль за счет правильного прогноза цен. Их цель - покупка по низкой цене и продажа по высокой, большинство из них - клиенты брокерских фирм. Спекуляция фьючерсами направляет стремление к принятию риска в экономически продуктивное русло - неизбежный риск в зависимости от изменения цен приходится на тех, кто к нему стремится, а не на тех, кто его избегает. Постоянный приток приказов спекулянтов в торговый зал в комбинации с потоком приказов хеджеров позволяет значительно сократить время на появление встречных приказов на покупку и продажу , чем при наличии одних хеджеров, и сокращает период, в течение которого местные трейдеры держат свою позицию, уменьшая тем самым их риск. Отсутствие любого из участников фьючерсного рынка существенно снизило бы его эффективность.

     Кроме непосредственных участников биржевых сделок, в операционный зал допускаются лица : персонал биржи, Главный управляющий, Председатель Правления, Государственный комиссар и Ответственный член Биржевого совета, а также лица , присутствие которых разрешено Биржевым советом, лица, организующие заключение биржевых сделок, контролирующие заключение биржевых торгов, наблюдающие за ведением торга. Организацией заключения  биржевых сделок занимаются прежде всего сотрудники биржи : маклеры, ведущие биржевой торг; операторы, фиксирующие заключение сделок в своем кругу; сотрудники расчетной группы отдела организации биржевых торгов, помогающие оформить заключенную сделку ; работники бюро экспертизы товаров ; работники юридического отдела биржи.  Группу контролирующих ход ведения торга составляют :  представители бирж, члены биржевого комитета, Ревизионной комиссии, старший маклер и начальник отдела организации торгов биржи, Государственный комиссар, который , согласно закону, осуществляет непосредственный контроль за соблюдением законодательства биржей и биржевыми посредниками и имеет право присутствовать на биржевых торгах, участвовать в общих собраниях членов биржи и секций, знакомиться с информацией о деятельности биржи, вносить предложения руководству биржи и Комиссии по товарным биржам, осуществлять контроль за исполнением решений Комиссии. Группу наблюдающих за ведением биржевого торга составляют так называемые гости - представители прессы, разовые посетители и др.

 

    4. Виды биржевых сделок .

    Биржевая сделка - зарегистрированный биржевой договор, заключенный участниками биржевой торговли в отношении биржевых товаров в ходе биржевых торгов. Порядок регистрации и формы биржевых сделок устанавливается биржей. Биржевые сделки на товарной бирже можно разделить на 2 группы : сделки с реальным товаром и без него. Простейшим видом сделок с реальным товаром считаются сделки с немедленной поставкой - физический переход товара от продавца к покупателю на условиях, оговоренных в договоре купли-продажи. Вторая разновидность - форвардные и срочные сделки. Сделки без реального товара в настоящее  время делятся на фьючерсные и опционные. Фьючерсные сделки - взаимная передача прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара.

      Сделки с реальным товаром на бирже играли основную роль в тот период, когда сами биржи были центрами международной товарной торговли. Сделки на реальный товар с немедленной поставкой в биржевой терминологии называются спот или кэш, а также физическими сделками. Заключение таких сделок происходит на бирже без предварительного осмотра товара на основе стандартного качества, и покупатель мог получить товар со склада биржи немедленно. Продавец, сдав товар на склад, получал складское свидетельство          (варрант) и при заключении сделки передавал его покупателю, получая в обмен платежное средство. Биржа в этом случае является лишь местом заключения сделок, а все дальнейшие отношения , в т.ч. объемы сделки и условия поставки, регулируют и гарантируют не биржа, а сами стороны. Цель таких сделок - реальная закупка товара для покупателя и реальная немедленная его реализация для продавца.

        Сделки на реальный товар с его поставкой в определенный срок в будущем получил название форвард или шипмент. Считается , что первая такая сделка была проведена в Японии на рисовой бирже “Дояма” и называлась “заблаговременная контрактация”. Форвардная сделка заключается, как правило, на товары , не имеющиеся в наличии у продавца. Форвардный контракт представляет собой торговое соглашение, согласно которому продавец поставляет конкретную продукцию покупателю к определенному сроку в будущем. В момент заключения контракта стороны договариваются об объеме, времени и месте поставки, качестве и цене товара, а к сроку поставки после проверки товара продавец передает покупателю складское свидетельство против денежных документов . Для продавца реального товара форвардные операции позволяли заранее зафиксировать цену и покрыть издержки, а покупатель был гарантирован от риска повышения цен, однако форвардные контракты не были стандартизированы ( согласовывались непосредственно сторонами ) и подразумевали определенный риск в связи с отсутствием гаранта сделки, особенно с появлением и использованием кредитных средств. Цены форвардных сделок учитывают не только уровень , сложившийся в момент заключения контракта, но и перспективы изменения спроса и предложения за время действия , и поскольку их невозможно предусмотреть в точности, форвардные сделки могут дать определенный выигрыш или убыток одной из сторон. Поэтому становится возможным осуществление спекулятивных операцийна разнице цен по сделкам спот и форвард ( покупается наличный товар и продаются форвардные контракты или наоборот ). Разновидностями форвардных сделок являются сделки с залогом - один контрагент выплачивает другом сумму, взаимоопределенную договором в качестве гарантии исполнения обязательств на покупку или продажу, сделки с премией - один контрагент на основании особого заявления за установленное вознаграждение (премию ) получает право потребовать от своего контрагента либо выполнение обязательств по договору , либо полностью отказаться от сделки (могут заключаться сделки с условной продажей, условной покупкой, двойные сделки с премией (плательщик премии получает право на выбор между позицией покупателя и продавца), сложные (соединение двух противоположных сделок одной брокерской фирмой) , кратные (плательщик премии получает право увеличить в несколько раз количество товара, подлежащего к передаче или приему). Поскольку возможны форвардные сделки с премией, в которых стороны, уплатив премию, могут отказаться от покупки или продажи , следует считать , что покупатель приобретает не товар, а право купить его в определенный срок по фиксированной цене. Могут заключаться также сделки с условием - брокер должен выполнить определенные поручения клиента       (продать, например, реальный товар при условии одновременной покупки другого реального товара) и бартерные сделки - соглашение на товароообменные сделки с передачей права собственности на товар без платежа деньгами ( между тем такие сделки противоречат сущности биржевой торговли ) .

       Фьючерсный рынок представляет собой организованный форум для заключения срочных контрактов, которые для большей ликвидности имеют в высшей степени стандартизированные условия. Фьючерсный контракт является соглашением двух сторон о поставке определенного количества и качества в определенном месте и определенное время , заключенный по правилам биржи. Цена, по которой заключается фьючерсный контракт, определяется путем свободной конкуренции среди участников торговли в операционном зале биржи. Фьючерсный контракт - контракт купли-продажи товара, который сам становится объектом купли-продажи,  на бирже. Эти контракты максимально унифицированы и предусматривают поставку товара в будущем через длительный срок. Обычно поставка товара не производится, для погашения своего обязательства участник торговли, купивший фьючерс на поставку товара, покупает противоположный контракт на покупку товара, и наоборот. Однако, если держатель фьючерса не покупает противоположный контракт, он вынужден исполнить контракт. Для взаиморасчетов на бирже существует Расчетная палата. Для компенсации расходов биржи участники торговли уплачивают характерную маржу.Фьючерсные сделки начали заключаться впервые в 1865 г. на Чикагской торговой бирже. Фьючерсные рынки являются одним из наиболее эффективных и ликвидных торговых механизмов. На высоколиквидных рынках разрыв между ценами предложений покупателей и продавцов уменьшается благодаря большому количеству продавцов и покупателей и высокой конкуренции между ними. Основные функции фьючерсных рынков : перенос риска с участников рынка, не желающих нести риски, на тех , кто стремится к этому, в результате чего возрастает кредитоспособность предприятий ; повышение стабильности цен ; выявление цены как соглашения участников рынка на будущее, что позволяет более точно планировать производство, установление определенного порядка в торговой практике участников рынка, что способствует честной и упорядоченной торговле; доступность и открытость информации для всех участников биржевой торговли , что заставляет их вести конкуренцию в равных условиях.

     Опционные сделки выступают логическим продолжением фьючерсных- объектом сделок становится право купить или продать некоторое число фьючерсных или наличных контрактов по заданной цене в течение оговоренного срока в будущем ( т.е. уступка прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на его поставку). Если цены движутся в благоприятном направлении, то покупатель использует право купить (опцион-колл) или продать (опцион-пут) фьючерсные контракты, а может отказаться от их заключения, теряя при этом лишь небольшую премию , уплаченную за опцион.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Глава 3. Ценообразование на товарной бирже.

 

1. Биржевая цена и биржевая котировка.

      После того как товар допущен к торговле, необходимо определить , как складываются цены на товар. Важнейшая характеристика биржевой цены - конъюктура рынка. Определение конъюктуры рынка основывается на следующем : соотношение спроса и предложения на каждый товар ; количество совершенных сделок; динамика цен на каждый товар в течение данного периода биржевых торгов. На основании этих факторов определяется состояние рынка по каждому виду товара или группы товаров. Подобная зависимость цен от конъюктуры четко прослеживается при анализе данных биржевых торгов. Так, падение цен на рынке может быть вызвано удешевление товаров на мировом рынке, сокращением платежеспособного спроса внутри страны, административным сдерживанием цен монополистов, затовариванием складов биржи вследствие роста производства и т.п. В то же время цены, например, на сельскохозяйственную продукцию будут возрастать до поступления нового урожая. В течение срока действия контракта его цена зависит от состояния конъюктуры на соответствующий товар ( покупатель выигрывает от повышения цен, продавцы - от понижения).

      Концентрация спроса и предложения , заключение большого количества сделок исключают влияние нерыночных факторов на цену, делают ее максимально приближенной к реальному спросу и предложению, и поэтому товарные биржи выявляют реальные рыночные цены на товар. Биржевая цена устанавливается в процессе ее котировки, которая рассматривается как наиболее важная функция биржи. Котировка - фиксирование цен биржевых товаров на бирже в течение каждого дня ее работы. На каждой бирже регистрируются типичные, сложившиеся в течение биржевого дня средние цены, которые служат для предпринимателя ориентиром при заключении сделок как на бирже, так и за ее пределами, т.к. представляют информацию о конъюктуре рынка.

     Исходной информацией для котировки цен служат сведения о контрагентах сделки и ценах, по которым они хотели бы продать ( приобрести ) данный товар ( цена продавца и цена покупателя); объем партии, цена сделки, условия ее заключения и условия на бирже, при которых были заключены сделки. Чтобы организовать учет различных видов цен (спроса и предложения, договорных , высших и низших, начальных и заключительных) при заключении сделок, существует котированная комиссия. На основе обобщения таких цен определяются котировальные (справочные цены, которые публикуются в биржевых бюллетенях и рассматриваются в качестве биржевого справочника.  Биржевой бюллетень является каталогом обработки многочисленных сведений  не только по уже совершенным сделкам, но и по товарам, предлагавшимся к торгам, а также по заявкам о спросе, в т.ч. и по внебиржевым операциям.

 При определении стоимости контракта особенно важен способ котировки. Способы котирования цен на различные товары определяются обычаями и физическими особенностями товара ( золото и платина - в долларах и центах за унцию, серебро - в долларах, центах и десятых долях цента за унцию, зерновые - в долларах , центах и четвертых долях цента за бушель). В котировальных бюллетенях единицы котировок часто опускаются. Котировки валютных фьючерсов устанавливаются так же, как и на биржевые товары . Минимальный размер колебания цены каждого фьючерсного контракта устанавливается соответствующей биржей и называется “тик”. Во время торговли брокерам запрещается делать предложения, называя цены, не являющиеся кратными этим минимальным колебаниям. Зная величину контракта и способ котировки цены, можно подсчитать стоимость контракта . Так, стоимость фьючерсного контракта на медь (единица контракта 25 тыс. фунтов) при цене 60 центов за фунт составит 15 тыс. долл. Одновременно с колебанием цены изменяется и стоимость контракта - разница в стоимости контракта по длинной или короткой позиции определяется как разница между ценой заключения сделки и текущей котировкой , помноженной на единицу контракта. Если стоимость контракта в момент t1 представить символом V t1, а в момент t2 - V t2, то разница в стоимостях в интервале t2  и t1 можно представить формулой :

 

              D V = V t2- Vt1 = P t2*C - Pt1* C = (P t2 - P t1) * C,

 

 где Р - цена , а С - единица контракта. Публикация цен на биржевые товары служат ориентиром для продавцов и покупателей, помогает им выработать свою стратегию поведения на биржевых торгах. На многих фьючерсных рынках время от времени наблюдается ажиотажная ситуация, вызванная какими-либо показателями. Чтобы в какой-то степени сдержать воздействие этих неожиданных и потенциально опасных изменений цен , на биржах устанавливаются дневные лимиты колебаний цен - они определяют пределы , в которых в течение дня может подняться или упасть по отношению к расчетной цене предшествующего дня. Конечно, эти лимиты обеспечивают лишь временное и несколько искусственное ограничение колебаний цен, и рыночный механизм все равно приведет цены к равновесию в условиях новой конъюктурной ситуации.

 

     2. Особенности ценообразования на фьючерсном рынке.

 

       Реальные товары можно продать и купить на 2 отдельных ,но связанных рынках - наличном и фьючерсном. Наличный рынок - это место, где товар меняет владельца за определенную цену, осуществление сделок на нем представляет собой куплю-продажу наличного товара по текущим ценам, поставка которого осуществляется сразу или в течение нескольких дней после заключения сделки, и на нем действуют наличные цены - цены , за которые товар продается в различных частях рынка. На фьючерсном рынке речь идет о будущей поставке товара в определенные сроки, и фьючерсная цена представляет собой текущую точку зрения рынка на то, сколько будет стоить товар определенного качества с определенными условиями поставки в какой-либо момент в будущем. Время и ожидания участников рынка - 2 фактора, определяющие разницу цен на наличном и фьючерсном рынках. Оба рынка существуют параллельно, однако в момент истечения каждого месяца они как бы сливаются, уничтожая существующее различие цен. Параллельное движение этих рынков происходит в силу того, что факторы, ведущие к повышению или падению наличных цен, воздействуют на фьючерсные цены в том же направлении. Между ценой на реальный товар и существующей фьючерсной котировкой всегда существует разница. Как правило, соответствующая цена реального товара выше биржевой котировки, т.к. по фьючерсным контрактам разрешена поставка не только основного базисного сорта, но и других, более дешевых. Кроме того, превышение ценой котировки ближайшей позиции обусловлено и такими факторами, как более очевидная определенность в сроках поставки реального товара и в его качестве, дополнительные расходы по выгрузке и отгрузке в другой порт. Существуют и другие различия между биржевыми котировками и ценами на реальный товар : отсутствие пределов колебания цен на реальный товар и , кроме того, биржевые котировки меняются чаще.

    В нормальных условиях соответствия спроса и предложения цена реального товара с поставкой в будущем будет примерно равна настоящей наличной цене плюс сумма издержек транспортировки и хранения товара от настоящего времени до наступления месяца поставки - издержки поставки. Для их подсчета учитываются три компонента : стоимость хранения товара,  его страхования и оплата процентов, связанных с финансированием настоящих расходов. Величина первых двух определяется из информации организаций , оказывающих соответствующие услуги, а последнего - после определения годовой процентной ставки и расчета на ее основании месячной. В ситуации, когда предложение адекватно спросу, фьючерсные цены имеют премию к наличным, которая равна стоимости хранения от настоящего момента до первого дня месяца поставки (издержки, связанные с владением фьючерсным контрактом - взнос маржи и уплата комиссионных - значительно меньше издержек, связанных с хранением и поддержанием качества реального товара) На рынке полных накладных расходов разница между ценами двух фьючерсных контрактов отражает по крайней мере полную (совокупную ) стоимость хранения.                                                                                                           

                                                                                                                           ИЮЛЬ

                                                                                              МАЙ                  

                                                                                                                         2,83 $

                                                                МАРТ                    2,68   1/2  $        

                                  ЯНВАРЬ                2,54 $

НОЯБРЬ-кэш 

                                    2,32  1/4 $

             2,25 $

 

 

Нормальный рынок полных накладных расходов (накладные расходы - 7,25 центов в месяц)

Возможен также нормальный рынок неполных накладных расходов - цена на наличный товар ниже цены на срок, но разница между ними не покрывает полную сумму накладных расходов .                                                                                                                                                

                                                                                                                           ИЮЛЬ

                                                                                              МАЙ                  

                                                                                                                         6,22 $

                                                                МАРТ                    6,20  $        

                                  ЯНВАРЬ                6,15 $

НОЯБРЬ-кэш 

                                    6,07      $

             6,00 $

Нормальный рынок неполных накладных расходов (накладные расходы - 8 центов в месяц)

 

         Распространенная модель базиса - конвергенция наблюдается, когда наличная и фьючерсная цены сходятся. Предсказуемой стороной базиса является его тенденция к усилению на сумму сокращения расходов по хранению, и когда фьючерсный контракт достигает своего периода поставки, ценовая разница становится весьма незначительной. В месяц поставки разница между ценой наличного товара и фьючерсной котировкой должна быть примерно равна нулю     ( некоторые технические факторы могут дать ей надбавку или скидку )

                 Цена                       Фьючерсная цена

 


                                             Стоимость транспортировки

                                       

                                      Накл.расх.

                                                               Местная наличная цена

            

                                                                             Время

 

  

   На перевернутом рынке наличные цены выше, чем фьючерсные цены. Рыночные цены не могут лимитировать теоретическое значение превышения наличных цен над фьючерсными в периоды дефицита ( например, соотношение цен наличной воды и воды через три месяца в будущем в центре пустыни ничто не сможет уменьшить). Однако в реальности большое превышение наличных цен над фьючерсными имеет свою меру. Так же как нормальный рынок способствует храенению товара, перевернутый создает препятствия для хранения и стимулирует быструю поставку на рынок любого избытка для извлечения прибыли от высоких наличных цен.

     Разница между наличными и фьючерсными ценами привела в биржевой практике к появлению понятия “базис” - разницы между ценой товара на наличном рынке в конкретном месте и ценой аналогичного товара на фьючерсном рынке. Базис бывает положительный (цена наличного рынка выше фьючерсной или идет с надбавкой к фьючерсной цене), отрицательный ( наличная цена ниже фьючерсной или идет со скидкой) и нулевой. В первый рабочий день месяца поставки или вскоре после него при расчете базиса начинают использовать цену следующего месяца поставки ( на 1 мая базис - это сумма, на которую цена местного наличного рынке отличается т цены фьючерса на июль). Если существует только одна цена фьючерсного контракта, например, на декабрьскую кукурузу, то наличных цен на нее в зависимости от качества и места поставки существует множество, как , следовательно, и базисов для одного товара в одно время. В более общем  плане базис представляет собой разницу между наличной ценой товара определенного сорта, подлежащего поставке в указанном месте,  и ближайшей котировке фьючерсного контракта. Изменение базиса, при котором наличная цена повышается в течение определенного периода относительно фьючерсной цены, называется усилением , или сужением базиса (наличная цена становится более твердой),. Ослабление, или расширение базиса наблюдается, когда наличная цена понижается относительно фьючерсной цены в течение определенного периода времени. Причем такая динамика возможна как при повышении, так и при понижении уровня цены, т.к. динамика базиса отражает соотношение, а не уровень цен.

Таблица 1. Усиление базиса.

 

Дата

Цена наличного рынка, $

Цена июльских фьючерсов

   Базис

1 июня

2,0

2,25

  -0,25

15 июня

2,5

2,6

  -0,1

1 июля

2,3

2,25

  +0,05

 

 

 

Таблица 2. Ослабление базиса.

 

 

Дата

Цена наличного рынка, $

Цена июльских фьючерсов

   Базис

1 июня

6,6

6,6

   0  

15 июня

6,2

6,4

  -0,2

1 июля

6,5

6,8

  -0,3

 

     Факторы, влияющие на размер базиса - прежде всего спрос и предложение на определенный период, объемы переходящих запасов товаров, прогноз на производство продукции в текущем году, предложение и спрос на аналогичную продукцию, экспорт и импорт товаров, наличие мощностей для хранения, транспортные тарифы, расходы на страхование, сезонные колебания цен и ряд других. При нормальных условиях фьючерсные цены реальных товаров выше, чем наличные цены - эта надбавка обычно означает, что поставки адекватны как настоящему, так и будущему уровню спроса. Наоборот, когда цены фьючерсного контракта ниже наличных цен, это служит индикатором высокого спроса на немедленную поставку, обычно мотивированного страхом возможного дефицита.

 


Цена

 

                                                               Фьючерсная цена

 


                                                                                                          Текущая наличная цена

 

 


                          Текущая наличная цена

                                                                                                                  Фьючерсная цена

                                                                 

                                                              Месяцы

 

            Нормальный рынок                                                     Перевернутый рынок

 

 

     Базис реальных товаров расширяется в некоторые периоды сезона сбыта и сужается в другие . Превышение фьючерсных цен над наличными и скидка фьючерсных цен по сравнению с наличными и скидка фьючерсных цен по сравнению с наличными имеют тенденцию изменяться в ту или другую сторону в течение всего сезона, отражающую относительный избыток в один период и относительный дефицит товара в другой. Например, на нормальном рынке зерновых цены наличного рынка имеют тенденцию падать быстрее, чем фьючерсные, в период сбора урожая, из-за больших поставок, приходящих на рынок в течение короткого периода времени, а после базис начинает сужаться. Если сезонные поставки уже использованы, имеющиеся в данном месте количества недостаточны, то наличные цены устойчивы по отношению к фьючерсным ценам. Ряд других факторов тоже влияет на базис. Так, проблемы с транспортировкой могут создать недостаток поставок наличного товара, расширяя базис в одних районах и сужая в других. Наличие мест для хранения наличного товара также может быть важным фактором изменения базиса. Тем не менее, поскольку на наличный и фьючерсный рынок влияют одни и те же факторы в одном направлении, изменения базиса происходят в значительно более узких пределах , чем колебания абсолютных цен .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Глава 4. Товарные биржи в России.

 

     Еще в эпоху Великого Новгорода в России проходили купеческие собрания , носившие отчасти биржевой характер. В 17 веке такие собрания проходили в Москве, Нижнем Новгороде и других городах. Повсеместный характер имела ярмарочная торговля, однако в 17-18 веках она еще не переросла в биржевую. Первая биржа в России возникла не как результат самоорганизации купечества, а по повелению Петра I в 1703 году в Санкт-Петербурге. Однако незначительные объемы и примитивность организационных форм торговли, неразвитость форм кредитования тормозили развитие биржевой сети. Только после реорганизации при Николае I  включение частного капитала в состав пайщиков оживило и ускорило процесс становления российских биржевых структур.

       Вторая российская биржа возникла в Одессе в 1796 году, третья - в Варшаве в 1816 году, четвертая - в Москве в 1837 году. В 60-х годах прошлого века собственно и начинается развитие бирж в России - открываются биржи в Иркутске, Туле, Казани, Риге, Самаре, Киеве, а затем в Астрахани, Саратове, Ревеле, Пернове, Харькове, Орле, Либаве, Нижнем Новгороде, Николаеве, Баку, Ельце, Таганроге, хлебные биржи в Санкт-Петербурге, Москве и Воронеже. Перед началом первой мировой войны в России действовало более сотни бирж, которые в целом были не только организованными рынки. но и органами представительства и защиты интересов торговли и промышленности, транспорта, торговли, на них от сутствовала биржевая спекуляция, велись только операции с реальным товаром - различались сделки с наличным и будущим товаром.

      После революции 1917 года возникли и росли с развитием товароооборота и развитием рынка, особенно в период нэпа, когда государственная торговля была в зародышевом состоянии  и ни одно учреждение или предприятие не имели права реализовывать свою продукцию по ценам ниже биржевых. Главным участником биржевого рынка были госорганы, совершавшие сделки в основном как покупатели. Советская биржа была не только организованным рынком по преимуществу государственных и кооперативных организаций, но и звеном в цепи организации государственного регулирования торговли. В 30-е годы с воцарением командно-административной модели управления экономикой последние элементы регулируемых рыночных отношений были окончательно подавлены. Последние советские биржи были ликвидированы в 1929-1930 годах .

   Одним из принципиальных отличий современных российских бирж от зарубежных заключается в том, что они появились в условиях дефицитного рынка (рынка продавцов), в то время как зарубежные биржи  - в условиях рынка покупателей, в то время как товарный рынок в классическом варианте как саморегулирующееся явление у нас еще не сложился. Организационно возрождение бирж было частично подготовлено системой аукционной торговли производственными ресурсами, продаваемыми по коммерческим ценам территориальными органами Госсснаба СССР,  которая получила определенное развитие в 1988-89 годах  и где впервые в нашей стране свободные цены появились на аукционных торгах промышленной продукции. Возрождение бирж в России произошло на основе государственной собственности, постепенный процесс преобразования которой видоизменил и собственность бирж - они сами превратились в катализатор процесса превращения государственной собственности в частную. Создалась парадоксальная ситуация, когда страна в результате отсутствия крепких органов государственной власти как бы не была собственником своей же собственности. Государственные предприятия и организации в процессе образования бирж выступили фактически в качестве посредников, т.е. звена, разорвавшего связь между собственником и собственностью. Дальнейший кризис планового материально-технического снабжения привел к появлению натурального обмена. Поэтому в условиях экономического хаоса первые проекты создания товарных бирж ориентировались на организацию бартерных обменов. К развитию биржевой торговли подталкивало и наличие сверхнормативных и неиспользуемых запасов, которые скопились к тому времени на складах предприятий. Предприятия заинтересовались биржевой торговлей как возможностью реализовать их по рыночным ценам. Нельзя не учитывать и того , что советская экономика на протяжении многих десятилетий была экономикой дефицита, т. е. денежный спрос постоянно превышал товарное предложение как средств производства, так и предметов потребления. Избыток денежных доходов через финансово-кредитную систему превращался в накоплении крупных финансовых ресурсов предприятий в форме неиспользуемых средств фондов развития производства, социального развития  и др. Предприятия, получив свободу в использовании этих средств , искали возможность их приложения. Появление биржевых структур явилось одним из направлений вложения избыточных денежных ресурсов. Тем более что биржи в большинстве своем создавались как акционерные общества, а преимущество акционера состоит в том, что его капитал, вложенный в акции, ликвиден, т.е. свою акцию он может выгодно продать на той же бирже и по более высокой цене, в то время как покупал ее по номиналу.

 

      Современный этап в деятельности российских бирж начался в июле 1990 года регистрацией Московской товарной биржи. Далее в течение 1990-1991 годов в России происходил настоящий “биржевой бум”, было зарегистрировано примерно 800 бирж. Возникли крупные биржевые структуры - Московская товарная биржа, Международная универсальная биржа вторичных ресурсов, Всероссийская биржа недвижимости, Российская товарно-сырьевая биржа, биржа “Гермес”, биржа наукоемких технологий, металлические, нефтяные, лесные, бумажная, продовольственная биржа. Сформировались региональные, областные , городские и районные биржевые комплексы. Биржевой бум  был в большой степени вызван субъективными факторами : с развалом централизованного планирования процесс стихийного регулирования вылился в такую форму организации , которую стали называть биржей (возникло 300 бирж, не только каждое министерство , но и практически каждый главк считал своим долгом основать собственную биржу). К началу 1992 года Россия оказалась по количеству бирж, приходящихся на душу населения, первый в мировой экономике. Общее количество зарегистрированных в СССР товарных бирж превышало общее количество товарных бирж во всем остальном мире. В отличие от зарубежных бирж,  отечественные создавались как коммерческие организации, самыми распространенными формами которых стали ТОО и АОЗТ. Как правило , участниками биржевой деятельности были две группы: инвесторы ( учредители и собственники торговых мест) и торговые предприниматели (владельцы брокерских контор и фирм). В тот период главной целью учредителей бирж была быстрая окупаемость внесенных средств с высокой прибыльностью первоначальных капиталовложений, при этом явно недостаточным был класс и качество услуг участников бирж. Следует иметь в виду, что биржи создавались в условиях экономической нестабильности, спада производства. Поэтому любой вид коммерческой и особенно биржевой деятельности приобретал весьма рискованный характер.

     Ситуация изменилась к весне 1992 года. С началом коренных реформ экономики 1992-1993 гг. некоторые функции бирж перешли к другим субъектам рынка, а число самих товарных бирж резко сократилось . Биржа перестала быть единственным и неповторимым символом рынка, она начала занимать именно то место, которое присуще ей во всех странах с развитой рыночной экономикой : перестала торговать спиртными и прохладительными напитками и все больше стала специализироваться на оптовой торговле истинно биржевыми товарами, постепенно стала отказываться от сделок с наличным товаром,  происходило становление фьючерсного рынка,создание единых биржевых пространств. В апреле 1992 года в связи с либерализацией цен условия для всех были выравнены, и биржа утратила привлекательность по сравнению с теми временами, когда отпускные цены предприятий на товары и конечная цена на бирже на 2 порядка и более отличались друг от друга. Постепенно выяснилось , что классической биржи товаров в России нет. Появившиеся в 1990-1991 гг., в период формирования российского рынка, отечественные биржи первоначально выполняли не свойственные товарным биржам функции, являясь одновременно и биржами в определенном понимании формы организованного рынка , и оптовыми магазинами, и посредническими звеньями торговли. Если  оценивать их  с точки зрения общепринятых стандартов, то большинство из них представляло собой обычные посреднические конторы, а остальные являлись чем-то средним между ярмаркой, крупнооптовым торговым домом и собственно биржей - торги были нерегулярны, присутствовало большое количество небиржевых товаров, партии были нестандартизированы, методы котировки несовершенны. Тем не менее еще до 1995 года товарные биржи оставались центрами ценовой информации и выставления товаров. Количество товарных бирж упало с 302 в 1992 году до 83 в 1996 году - на рынке остались те биржи, которые создавались при поддержке сильный государственных структур и смогли заработать достаточно средств. Из московских товарных бирж остались крупнейшие - Российская Товарно-Сырьевая Биржа, Московская Товарная Биржа и Центральная Российская Универсальная Биржа, но и те полностью переквалифицировались : сначала ушли на фондовый рынок, затем стали торговать финансовыми фьючерсами.

      В первые два года биржевого движения (1990-1991 гг.) возрождение биржевой деятельности происходило в отсутствие соответствующей законодательной базы, т.е. отсутствовали какие-либо ограничения или запреты на организацию бирж, их функционирование, использование капиталов и т.д.,что затрудняло государственное регулирование и контроль биржевой торговли, зачастую создавая ситуацию беспорядка и хаоса на товарном рынке. Первый проект закона РСФСР “О товарной бирже и биржевой торговле был подготовлен еще в июле 1990 года, но первый документ , регламентирующий биржевую деятельность - Постановление Совета Министров РСФСР “О деятельности товарных бирж в РСФСР” - вышло 20 марта 1991 года. В настоящий момент основным нормативным документом, регулирующим биржевую торговлю, является Закон РФ “О товарных биржах и биржевой торговле”, вступивший в силу с 1 марта 1992 года. Основной идеей закона стало положение о том, что участие в бирже является не формой капиталовложения, а средством получения прибыли от собственно посреднической деятельности. Другим важным положением Закона стало довольно строгое определение понятия биржевых товаров и прямой запрет на совершение биржевых сделок в отношении отдельных видов имущества.

 

   Итак, конкретные экономические и политические условия в нашей стране в начале 1990х годов , с одной стороны, привели к весьма своеобразному развитию бирж, но с другой стороны, не отрицают общих основ существования, функционирования и развития биржевого дела. Создание биржевых институтов выступает необходимым условием функционирования рыночного механизма. Отличительной чертой крупнейших российских бирж всегда была их универсальность, когда одновременно на территории одной биржи совершаются операции и товарные, и фондовые. Биржевая деятельность быстро диверсифицируется, т.к. ее механизм одинаково технологичен для широчайшего круга объектов сделок. Развитие биржевой торговли будет идти , скорее всего, по нефти, зерну, металлу. С 1995 года в мировой практике обозначился необратимый переход к преобладанию фьючерсных операций, главным образом по валютным контрактам. Пока в связи с частотой сделок на российской бирже в течение одной сессии на конкретный товар не выполняется главная функция фьючерсной торговли - выявление реальной рыночной цены на перспективу. Первое упомининание в прессе о намерениях создать в России фьючерсный рынок относится к июню 1992 года, когда было официально объявлено о межбиржевом сотрудничестве Российской товарно-сырьевой биржи, Московской товарной биржи, Московской биржи цветных металлов  и Биржи металлов по созданию контрактного (т.е. фьючерсного ) рынка. Первые фьючерсные торги прошли 21 октября 1992 года на МТБ. Высокие темпы роста демонстрировал рынок валютных фьючерсов, однако товарный фьючерсный рынок в условиях сильной инфляции, когда цены на товары изменялись только в сторону повышения, развиваться не мог. Надо сказать , что попыток начать торговлю товарными фьючерсами было достаточно много , и они продолжаются до сих пор. МТБ неоднократно пыталась наладить торговлю фьючерсами на алюминий, сахаром-песком, пшеницей, на РТСБ началась в июне 1994 года фьючерсная торговля скандием, но этот рынок просуществовал менее года в постоянной стагнации.На Московской бирже цветных металлов в середине 1995 года среднее ежедневное количество заключенных контрактов трехмесячными фьючерсами на цветные металлы равнялось 10. Рослесбиржа проводит фьючерсные торги по пиломатериалам хвойных пород. Очевидные причины крайне низкой ликвидности товарных фьючерсных рынков в России - недостаточная развитость соответствующих рынков реального товара, отсутствие на этих рынках общепризнанных ценовых ориентиров, наличие однозначных повышательных (под влиянием инфляции) тенденций в движение цен на абсолютное большинство биржевых товаров.   Главная трудность - в отсутствии гарантии исполнения сделок по товарным фьючерсам. Необходимо иметь материальные запасы для конечного покрытия и склады Роскомрезерва - система складирования материальных ресурсов заключение сделки с товарной биржей - предоставление номенклатуры товаров для гарантии исполнения сделок на них (нефть, сахар, пиломатериалы), а госорганы получают возмещение складских расходов и плату за предоставление гарантии. Биржи должны предоставлять обслуживание и выступать гарантом по выполнению обязательств (или найти финансовый институт, который согласится выступать гарантом).

   Вместе с развитием рынка и становлением новых производственных отношений биржи уже прошли ряд этапов : возрождения, быстрого роста, спада биржевой активности, реорганизации. И им еще предстоит нелегкая судьба выживания в рыночных условиях . Накоплен солидный опыт биржевой деятельности , идет активная подготовка квалифицированных кадров, наработано государственное законодательство, развивается теория биржевого дела. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                           Список литературы.

 

 

 

1. Закон РФ “О товарных биржах и биржевой торговле” от 1.03.92.

 

2. Биржевая деятельность.М., “Финансы и статистика”, 1996 г.

 

3. Дегтярева О., Кандинская О. Биржевое дело. М., “Банки и биржи”, “ЮНИТИ”, 1997 г.

 

4. Иванов К., Кошеваров Л. Мечта с отсроченным исполнением. “Экономика и жизнь”, №44/96.

 

5. Пепеляев С., Хаменушко И. Финансово-правовые аспекты форвардных и фьючерсных сделок. “Экономика и жизнь”, №14/96.

 

6. Уткин Э. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. М., “ЭКМОС”, 1997 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz