Коллегия адвокатов как форма организации адвокатуры

 

 

ПЛАН РЕФЕРАТА

 

ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................. 3

 

1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОЛЛЕГИЙ АДВОКАТОВ

В РОССИИ..................................................................................................................... 4

 

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕГИИ АДВОКАТОВ КАК ФОРМЫ АДВОКАТСКИХ

ОБРАЗОВАНИЙ...........................................................................................................11

 

3. АДВОКАТСКИЕ ПАЛАТЫ КАК ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ

АДВОКАТОВ И КАК ПРЕЕМНИКИ ПРЕЖНИХ КОЛЛЕГИЙ АДВОКАТОВ................................................................................................................18

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................20

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Адвокатура действует на территории каждого субъекта Российской Федерации и объединяет лиц, призванных на профессиональной основе обеспечивать в соответствии с законом права граждан и юридических лиц путем оказания квалифицированной юридической помощи, которая дается в целях защиты их прав, свобод и законных интересов.

С одной стороны, адвокатура — не государственная, а общественная структура, что отражено и в Законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» —  согласно п.1 ст.3, адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя в основе организации и деятельности адвокатуры лежит охрана прав граждан и юридических лиц, нельзя даже назвать ее правоохранительной организацией — поскольку понятие о правоохранительных органах уже сложилось как о части системы государственной власти. Адвокатура же — независимый и самоуправляемый социально-правовой институт.

Вместе с тем, нельзя считать адвокатуру в классическом смысле общественной организацией — ведь задачи, возложенные на нее, отражают публичный интерес общества,  закрепленный в ст.48 Конституции РФ, гарантирующей право граждан на защиту и юридическую помощь каждому, в ней нуждающемуся. Задачей же общественного объединения является защита коллективных интересов, достижение общих целей и реализация законных интересов лиц, объединяющихся в общественную структуру. Таким образом, адвокатура —  социально-правовой институт гражданского общества, выполняющий как задачи, обусловленные частным интересом граждан и юридических лиц, так и значимые для государства функции. Более того, неправомерно считать адвокатскую деятельность некоей разновидностью сферы обслуживания, предназначенной для удовлетворения запросов населения —  действия адвокатов (дача правовых советов, составление юридических документов, оказание иной юридической помощи) направлены не на обслуживание, а на содействие гражданам и организациям в осуществлении ими своих прав и защите своих интересов в соответствующих государственных и общественных органах.

Все вышесказанное можно также отнести и к организации адвокатской деятельности, в частности, к коллегиям адвокатов —  поскольку к их функциям относится не только защита интересов их членов, но и, в конечном счете, защита интересов неограниченного круга физических и юридических лиц, нуждающихся в помощи, оказываемой адвокатами. Цель данной работы —  проследить путь развития адвокатских коллегий в России и охарактеризовать их организацию и деятельность на современном этапе.

 

1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОЛЛЕГИЙ АДВОКАТОВ В РОССИИ

 

Вопрос о том, как следует строить организационные основы адвокатуры как общественного института, впервые возник с наибольшей остротой после принятия Судебных Уставов 1864 г, в рамках проведения реформ императора Александра II. До этого роль адвокатов выполняли стряпчие —  ходатаи по чужим делам, которые находились в почти полной зависимости от судей, формальное участие их в процессе сводилось к сбору и составлению бумаг, а по сути — к запутыванию и затягиванию дела, чтобы закулисными средствами воздействовать на всемогущую и неповоротливую судебную канцелярию. Понятно, что при таких условиях ни о какой внутренней организации не приходилось и говорить.

Согласно Судебным Уставам, адвокатура была представлена в двух ее разновидностях. Присяжные поверенные состояли при Судебных Палатах, к ним предъявлялись повышенные требования, прежде всего образовательный ценз, они были объединены внутренним самоуправлением в виде выборных органов —  Советов присяжных поверенных при судебных палатах и внешним надзором высших судебных мест. Частные поверенные также занимались ведением гражданских и уголовных дел, но не приносили официальной присяги и могли ходатайствовать по делам лишь в том судебном месте, где им было выдано свидетельство; дисциплинарную ответственность они несли перед теми же судами, при которых они состояли.

Таким образом, институт присяжных поверенных положил начало становлению российской адвокатуры как профессиональной корпорации, что, в свою очередь, побудило поднять вопрос о том, каковы возможности и оптимальные пути ее организации. Так, профессор Васьковский Е.В. в конце прошлого века в книге «Организация адвокатуры», останавливаясь на принципах организации адвокатуры, указывал, что адвокатура либо может вообще не иметь никакой организации, либо может быть организована по одному из трех типов: 1) в виде государственной службы, 2) в виде сословия, подчиненного дисциплинарной власти администрации или судов; 3) в виде самоуправляющегося сословия. По мнению многих авторов, сословное самоуправление предпочтительнее, так как оно гарантирует адвокатуре необходимую ей независимость от судов и органов власти в том смысле, что единственным непосредственным начальством служат ее выборные органы, и что дисциплинарным судом является суд товарищей  по профессии. Сословная организация служит гарантией исполнения своего долга, когда адвокат чувствует, что он действует не один, что за его спиной стоит целая корпорация товарищей, способных оказать ему в случае необходимости любую поддержку, и доверием которой он обязан дорожить.

Но, что касается коллегий адвокатов как формы организации их деятельности, они возникли в России значительно позже. Первая коллегия адвокатов (или, как гласил п.7 Инструкции Народного Комиссариата юстиции, «коллегия лиц, посвящающих себя правозаступничеству как в форме общественного обвинения, так и общественной защиты») возникла 19 декабря 1917 г. при Революционном Трибунале, и образовалась «путем свободной записи всех лиц, желающих оказать помощь революционному правосудию и представивших рекомендации Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов». Но вскоре «Декретом о суде» № 2 ВЦИК от 7 марта 1918 года было установлено, что в коллегии при Советах Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов вступают лица, избираемые и отзываемые Советами. Следующий «Декрет о народном суде» ВЦИК от 30 ноября 1918 года уточнил, что коллегии учреждаются при уездных и губернских исполкомах.

«Положение об адвокатуре», принятое 26 мая 1922 г., предусмотрело создание коллегий защитников (уже без обвинителей) при губернских отделах юстиции. В частности, Московская губернская коллегия адвокатов формировалась в 1922 году по объявлению в печати и под руководством отдела юстиции. В первом отчете ее президиума было дано краткое изложение основных принципов построения и деятельности коллегии защитников, отличающих ее от других учреждений. В их числе указывалось на публично— правовой характер обязанностей членов коллегии, которые заключались в оказании юридической помощи населению, как в суде, так и вне его. В отчете также отмечалось, что закон предоставил коллегии защитников право самоуправления под контролем губисполкомов и установил особый порядок оплаты труда защитников, согласно которому они не имели содержания от государства, а получали вознаграждение по таксе от представляемой стороны. Подчеркивалось, что вхождение в состав коллегии лиц, желающих заниматься в виде профессии ведением судебных дел, являлось обязательным.

Привлечение суда к руководству адвокатурой в 1922-1939 гг., даже совместно с Министерством юстиции и исполкомами областных (краевых) Советов депутатов трудящихся и предоставление ему права принимать участие в рассмотрении дисциплинарных дел о проступках адвокатов, поставило адвокатуру в зависимость от суда и привело к нежелательным последствиям. Так, по «Положению о коллегии защитников» от 05 июля 1922 г., постановления президиума коллегии по дисциплинарным делам могли быть обжалованы в президиум губисполкома. В те времена во многих местах установились ненормативные взаимоотношения суда с защитниками, что выражалось в неосновательном привлечении защитников к дисциплинарной ответственности, пренебрежительном и высокомерном отношении со стороны судебных работников к адвокатам, а со стороны адвокатов —  в подхалимстве и угодничестве. Организация советской адвокатуры на началах независимости от суда и прокуратуры была впервые закреплена «Положением об адвокатуре СССР» 1939 г, освободившим адвокатские коллегии из-под дисциплинарного надзора местных судов и передавшим весь комплекс вопросов адвокатуры в Народный комиссариат юстиции.

«Положение об адвокатуре СССР» 1939 г. также предусматривало организацию областных, краевых и республиканских коллегий адвокатов. Последующие нормативные акты закрепили коллегию адвокатов как единственную форму организации адвокатуры в СССР и в России. Законодательство союзных республик (в том числе «Положение об адвокатуре РСФСР» 1962 г.) не только сохранило, но и значительно развило территориальный принцип организации адвокатуры. Коллегии адвокатов союзных республик можно было условно разделить на две группы: правомочных осуществлять руководство другими коллегиями (республиканские объединенные коллегии, а также не объединенные в единую коллегию, но имеющие в своем подчинении областные коллегии адвокатов) и неправомочных (областные, краевые, республиканские автономных и союзных республик, не имеющих областного деления, межрайонные, городские в г.Москве и Ленинграде.

20 ноября 1980 г. был принят Закон РСФСР «Об утверждении положения об адвокатуре РСФСР», практически построенный на базе предыдущего закона — в нем также утверждалось, что основной организационной структурой адвокатуры являются республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские (в гг.Москве и Ленинграде) коллегии адвокатов. В организационном плане справедливым явилось то, что адвокатура формируется по территориальному принципу, а не состоит при судах, как это было в дореволюционной России. Замкнутость адвокатуры на судах порождала определенное ограничение права граждан на защиту и вела прямо к зависимости адвокатуры от суда. Объективно верным является принцип территориального построения адвокатуры: в одном регионе одна коллегия адвокатов. При организации коллегии адвокатов по территориальному принципу создаются лучшие условия осуществления профессиональной деятельности, поддерживаются надлежащие деловые связи с местными органами власти, другими государственными и общественными организациями. Безусловно, в советский период существования государства были и негативные проявления такого принципа. Это выражалось в том, что советские и партийные органы иногда оказывали давление на адвокатуру, формировали ее кадровый состав, «организовывали» выборы руководящих органов, курировали дисциплинарную практику и т.д. После ликвидации партийной системы руководства в стране, положение изменилось в лучшую сторону. Территориальный принцип позволяет президиуму коллегии адвокатов лучше контролировать профессиональную деятельность адвокатов и своевременно исправлять их ошибки, недочеты в работе; повышается ответственность самих адвокатов, ибо их деятельность находится на виду у руководства президиума и коллег, работающих рядом.

 В «Положении об адвокатуре РСФСР» 1980 года точного понятия адвокатуры дано не было, но определялось, что коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Так, закреплялось, что коллегия адвокатов образуется по заявлению группы учредителей, состоящей из лиц, имеющих высшее юридическое образование, или по инициативе регионального или местного органа исполнительной власти. В члены коллегии адвокатов принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Высшим органом коллегии адвокатов является общее собрание (конференция) ее членов, исполнительным органом - президиум, а контрольно-ревизионным органом - ревизионная комиссия. Коллегии адвокатов оказывают бесплатно юридическую помощь в случаях, предусмотренных законодательством. Средства коллегий адвокатов образуются из сумм, отчисляемых юридическими консультациями от оплаты за оказание юридической помощи. Размер отчислений в фонд коллегии адвокатов устанавливается общим собранием (конференцией) ее членов, но не может превышать 30% сумм, поступивших в юридическую консультацию. Расходование средств коллегии адвокатов производится ее президиумом в соответствии с утвержденной сметой.

Фактически этот Закон был единственным актом, определявшим до 2002 года организацию и порядок деятельности адвокатуры после развала СССР. Так, когда перед Конституционным Судом Российской Федерации был поставлен вопрос, могут ли привлекаться в качестве защитников по уголовным делам частнопрактикующие юристы, не являющиеся членами коллегий адвокатов, в Постановлении от 28 января 1997 г. №2-П суд указал следующее: в настоящее время организационно-правовой формой деятельности адвокатов являются коллегии адвокатов, создаваемые на основании «Положении об адвокатуре РСФСР» 1980г, и привлечение членов коллегий обусловлено требованием закона обеспечить гражданина именно квалифицированной юридической помощью.

Тем временем у адвокатов-членов коллегий стали появляться конкуренты —  юристы-одиночки, получившие регистрационные удостоверения или патенты, а затем, с принятием Закона СССР «О кооперации в СССР» — правовые кооперативы, комплектуемые часто из бывших работников правоохранительных органов. При этом о высоком уровне правовой помощи населению со стороны правовых кооперативов можно говорить весьма осторожно, тем более, что никто не обязывал правовые кооперативы соблюдать умеренность в определении размера оплаты оказываемых ими услуг, выполнять этические нормы поведения, действующие в адвокатуре, или удерживаться от заоблачных рекламных обещаний. Когда правовых кооперативов появилось очень много, им стало тесно на рынке правовых услуг. Да и права их в уголовном судопроизводстве были ограничены. Они не освобождались от налогов и сборов, как адвокаты традиционных коллегий. Так, страховые взносы на оплату труда работающих в правовых кооперативах начислялись на общих основаниях. Они составляли 31,6% к начисленной оплате труда, для членов же коллегий адвокатов страховой взнос равнялся пяти процентам. Таким образом, и для подобных образований назрела необходимость в создании неких профессиональных объединений.

Возможность для этого была «подсказана» частью 4 статьи 3 Положения об адвокатуре РСФСР, по которой, с согласия Министерства юстиции СССР, позволялось, «когда это необходимо для оказания юридической помощи гражданам и организациям», образовывать межтерриториальные и другие коллегии адвокатов. Руководствуясь этой формулировкой, Министерство юстиции в 1989 году дало добро на введение эксперимента по созданию «параллельных» коллегий. Больше всего их появилось в Москве, где еще в 1989г. был создан Московский Государственный центр правовой помощи предприятиям по предупреждения правонарушений. Накануне массовой приватизации предприятий руководители этого Центра одним из первых сориентировались в том, что можно создать свою адвокатуру как организацию, обслуживающую исключительно бизнес. В январе 1992г. решением мэра и правительства столицы при активной поддержке Министерства юстиции Госюрцентр Мосгортисполкома был переименован в Московский юридический центр Правительства Москвы. Целью его была провозглашена защита прав и законных интересов юридических лиц и граждан, хотя по-прежнему его основными клиентами были представители рыночной экономики и предпринимательства. В ноябре 1993 года Минюст РСФСР и Правительство Москвы приняли постановление о преобразовании Московского юридического центра в коллегию адвокатов «Московский юридический центр».

К концу 1995г. в России наряду с традиционными коллегиями адвокатов официально было зарегистрировано около 40 «параллельных» коллегий, и в 1995 году альтернативные коллегии образовали Гильдию российских адвокатов. Этот период и следует считать началом появления альтернативной адвокатуры —  в Москве в различных регионах Российской Федерации стали возникать филиалы и представительства как Мосюрцентра, так и Гильдии российских адвокатов.

Оценки работе альтернативных коллегий давались самые разные. Альтернативные коллегии имели лучшую материальную базу, в том числе компьютерную, были лучше оснащены, богаче многих традиционных коллегий, при этом оказанием бесплатной юридической помощи населению себя не отягощали. Альтернативные коллегии существенно увеличили число имеющихся адвокатов за счет высококвалифицированных юристов, долгое время проработавших в правоохранительных органах, перешедших из юридических служб предприятий и организаций —  тем самым решилась проблема преодоления монополизма в сфере оказания юридической помощи, что позволяло снижать цены на услуги адвокатов в связи с ростом конкуренции. Постепенно в параллельных коллегиях также стали вводиться требования, предусмотренные для вступления в традиционные коллегии. Но в работе альтернативных коллегий существовало и много серьезных недостатков. Так называемые "параллельные", "нетрадиционные" и т.п. коллегии адвокатов создавались не только для того, чтобы не зависеть от руководства региональных "традиционных" коллегий в получении статуса адвоката, но и для того, чтобы в осуществлении адвокатской деятельности не нагружаться неоплачиваемой работой. Мизерные расценки и тягостная практика реальной выплаты вознаграждений по делам, где адвокат назначается для защиты лиц, указывающих на свою неспособность оплатить его услуги, вынуждают адвокатов воспринимать такую работу, как фактически бесплатную, как принудительный труд. Таким образом, основное бремя по бесплатной работе все равно несли традиционные коллегии. Кроме того, несколько коллегий в одном регионе не решают проблемы улучшения правовой помощи населению; наоборот, в борьбе друг с другом за право быть главенствующей, права человека остаются на втором плане. Резко упал профессиональный и этический уровень адвокатов, ведь если его не принимали в одну коллегию, он вступал в другую. Если его изгоняли из одной коллегии, его на определенных условиях брали в другую.

Кроме того, в тот же период с новой силой встал вопрос об отграничении адвокатских образований, таких, как коллегии адвокатов, от общественных объединений — причем проблема вышла далеко за рамки чистой теории. Как указывалось в совместном письме Министерства юстиции РФ (№ 6495-СЮ от 13.08.1999) и Генеральной прокуратуры РФ (№ 22-5/100-96 от 18.08.1999), встречались случаи, когда под видом коллегий адвокатов пытались утвердиться организации, созданные в рамках Федерального закона "Об общественных объединениях". Это создавало угрозу проникновения в уголовное судопроизводство лиц, не отвечающих профессиональным требованиям и не являющихся адвокатами с точки зрения действующего законодательства. Органам прокуратуры и юстиции вплоть до вступления в силу нового законодательства, регулирующего адвокатскую деятельность, при обеспечении конституционного права граждан и осуществлении надзора за соблюдением законодательства об адвокатуре следовало руководствоваться Положением об адвокатуре РСФСР, то есть признавать, что адвокатами являются лица, состоящие членами коллегий адвокатов, созданных в указанном порядке. Таким образом, лицо, не состоящее в коллегии адвокатов, адвокатом не признавалось.

В начале 90-х гг., при принятии нового закона об адвокатуре, делались попытки доказать, что коллегии адвокатов необходимо вообще ликвидировать как «пережиток социализма», «колхоз», обвиняя их в монополизме, непрофессионализме, диктатуре.  В проекте Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации», ранее разработанном Г.М.Резником и Н.А.Гагариным, вообще не упоминалось о коллегиях адвокатов, здесь появились новые понятия —  «товарищества адвокатов», «палаты адвокатов субъектов Российской Федерации». В первом варианте ныне принятого закона коллегии адвокатов как организационные формы адвокатской деятельности также отсутствовали. Они появились в законе лишь после активного вмешательства в законотворческую деятельность адвокатской общественности.

Федеральным Законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 26 апреля 2002 г. № 63-ФЗ определено, что коллегия адвокатов является одной из форм адвокатских образований наряду с адвокатским кабинетом, адвокатским бюро и юридической консультацией. Функции существовавших ранее коллегий адвокатов —  вместе с ключевой ролью в адвокатском самоуправлении и властно-распорядительными полномочиями — переходят к адвокатским палатам, основанным, согласно ст.29 Закона, на обязательном членстве адвокатов отдельного субъекта федерации и создаваемым в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации, организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики клиента. Таким образом, Законом принципиально изменено понятие о коллегии адвокатов как форме организации деятельности адвокатуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕГИИ АДВОКАТОВ КАК ФОРМЫ АДВОКАТСКИХ ОБРАЗОВАНИЙ

 

Согласно Федеральному Закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора.

По своей организационно-правовой форме коллегия адвокатов как некоммерческая организация более всего напоминает форму некоммерческого партнерства, и к отношениям, не урегулированным Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре, применяются правила, предусмотренные для некоммерческих партнерств Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Тем не менее, эта организационно-правовая форма остается самостоятельной, поскольку в основном регулируется Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре (возможность такого регулирования предусмотрена п. 3 ст.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.2002г.)

Так, в отличие от некоммерческого партнерства, в коллегии адвокатов налицо специальный субъектный состав учредителей —  ими могут быть физические лица, получившие в установленном порядке статус адвоката, два или более, причем сведения о них должны быть внесены только в один региональный реестр. Что касается субъектного состава членов коллегии адвокатов, среди них не все могут быть адвокатами, но к членам также предъявляются определенные требования. Так, выпускники юридических вузов, не имеющие стажа работы по специальности юриста или при недостаточности такого стажа, принимаются в коллегию адвокатов лишь после прохождения стажировки, сроком не менее шести месяцев, время стажировки может быть продлено. С вступлением в силу нового закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» срок стажировки был увеличен от одного года до двух лет (ст.28).Стажер адвоката осуществляет свою деятельность под руководством адвоката (адвокат, имеющий адвокатский стаж не менее пяти лет, вправе иметь стажеров), выполняя его отдельные поручения. Стажер адвоката не вправе самостоятельно заниматься адвокатской деятельностью, обязан хранить адвокатскую тайну. Стажер принимается на работу на условиях трудового договора, заключенного с коллегией адвокатов. У некоторых адвокатов имеются их помощники. Помощниками адвоката могут быть лица, имеющие высшее, незаконченное высшее или среднее юридическое образование. Помощник адвоката не вправе заниматься адвокатской деятельностью, обязан хранить адвокатскую тайну.

Коллегия адвокатов считается учрежденной с момента ее государственной регистрации. Государственная регистрация коллегии адвокатов, а также внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении ее деятельности осуществляются в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 8 ст. 22 ФЗ №63-ФЗ). Об учреждении коллегии адвокатов ее учредители направляют в совет адвокатской палаты заказным письмом уведомление, в котором указываются сведения об учредителях, место нахождения коллегии адвокатов, порядок осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и коллегией адвокатов и к которому прилагаются нотариально заверенные копии учредительного договора и устава. (п.7 ст.22). Таким же образом происходит уведомление о реорганизации и ликвидации коллегии.

Учредительными документами Коллегии являются учредительный договор и устав (п.2 ст. 22 ФЗ №63-ФЗ).    Учредительный договор Коллегии (бюро) является классическим учредительным договором, в смысле, придаваемом ему ст. 52 ГК, в котором учредители обязуются создать юридическое лицо и определяют порядок совместной деятельности по его созданию. В учредительном договоре, согласно п.4 ст.22 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре, учредители определяют условия передачи коллегии адвокатов своего имущества, порядок участия в ее деятельности. порядок и условия приема в коллегию адвокатов новых членов, права и обязанности учредителей (членов) коллегии адвокатов, порядок и условия выхода учредителей (членов) из ее состава. Состав существенных условий учредительного договора и иные положения ст. 22 позволяют сделать вывод, что учредительный договор заключается только учредителями коллегии, т.е. подписание договора новыми членами не требуется. Об этом свидетельствует прямое указание в п. 2 и п. 4 на то, что учредительный договор заключается только учредителями и положения п. 6 об обязательности требований учредительного договора для членов коллегии.

Устав коллегии, согласно п.5 ст.22, должен содержать наименование, место нахождения, предмет и цели деятельности коллегии адвокатов, источники образования ее имущества и направления его использования (в том числе наличие или отсутствие неделимого фонда и направления его использования), порядок управления коллегией адвокатов, сведения о ее филиалах, порядок реорганизации и ликвидации, порядок внесения в устав изменений и дополнений, иные положения, не противоречащие Закону об адвокатской деятельности и адвокатуре и иным федеральным законам.

Для коллегии адвокатов предусмотрены особенности в порядке заключения соглашения об оказании юридической помощи между адвокатом и доверителем (оно представляет собой гражданско-правовой договор, и заключаются в форме договора поручения либо договора возмездного оказания услуг). В коллегии адвокатов, согласно п. 15. ст.22, Соглашение заключается между конкретным адвокатом и доверителем. Соответственно ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств несет этот конкретный адвокат. Напротив, в адвокатском бюро, согласно п. 5. ст. 23, Соглашение заключается управляющим партнером или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей.

  Из п. 11 ст. 22 следует, что имущество, внесенное в учредителями коллегии в качестве вкладов, принадлежит ей на праве собственности. Члены коллегии адвокатов не отвечают по ее обязательствам, коллегия адво-катов не отвечает по обязательствам своих членов. При этом Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре не  устанавливает наличие либо отсутствие прав членов этих адвокатских образований на получение в случае выхода из них или их ликвидации части имущества коллегии. Следовательно, применяются положения п. 3 ст. 8 и п. 2. ст. 20 ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которым члены коллегии  вправе:

  если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами коллегии, получать при выходе из коллегии часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами коллегии в её собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами коллегии;   получать в случае ликвидации коллегии часть её имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами коллегии в её собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.

 Таким образом, есть регулирование данных отношений должно осуществляться в учредительных документах. Кроме того, в учредительных документах коллегии должны быть определены источники образования имущества коллегии и порядок регулярных поступлений от учредителей (членов). Так, например, вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, и (или) компенсация адвокату расходов, связанных с исполнением поручения, подлежат обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением (п.6. ст.25). Согласно общей для некоммерческих организаций норме п. 3 ст. 26 ФЗ «О некоммерческих организациях» полученная коллегией (бюро) прибыль от незапрещенной законом деятельности не подлежит распределению между участниками (членами) коллегии (бюро).

Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием коллегии адвокатов, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учреждена коллегия адвокатов (п.9 ст. 22 ФЗ №63-ФЗ). Коллегия адвокатов в соответствии с законодательством Российской Федера-ции является налоговым агентом адвокатов, являющихся ее членами, по доходам, по-лученным ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности, а также их пред-ставителем по расчетам с доверителями и третьими лицами и другим вопросам, преду-смотренным учредительными документами коллегии адвокатов. Согласно п. 1 ст. 226 Налогового кодекса РФ (в ред. ФЗ от 31.12.2002 г. №187-ФЗ),  режим налогового агента по доходам адвокатов, полученным ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности, распространяется на коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации. Кроме того, указанные нормы устанавливают, что коллегия (бюро) является представителем своих членов по расчетам с доверителями и третьими лицами и по другим вопросам, предусмотренным учредительными документами коллегии (бюро).

Особого рассмотрения заслуживают положения закона, регулирующие создание филиалов коллегии и правовой статус адвокатов, работающих там. Согласно п. 10 ст. 22 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре, коллегия адвокатов вправе создавать филиалы на всей территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, если это предусмотрено законодательством иностранного государства. Адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, являются членами коллегии адвокатов, создавшей соответствующий филиал. Для адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность в филиалах коллегии, закон предусматривает исключение из общего принципа, установленного п. 3. ст. 22 ФЗ №63-ФЗ, согласно которому учредителями и членами коллегии могут быть адвокаты, сведения о которых внесены в один региональный реестр. Пункт 10 ст. 22 Закона устанавливает, что сведения об адвокатах, осуществляющих адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, вносятся в региональный реестр того субъекта Российской Федерации, на территории которого создан филиал, при этом адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, являются членами коллегии адвокатов, создавшей соответствующий филиал.

Во время принятия закона об адвокатской деятельности и адвокатуре во втором чтении между депутатами Госдумы возникла серьезная дискуссия по вопросу о создании филиалов коллегий адвокатов. Так, председатель Комитета по государственному строительству Госдумы РФ Гребенников В.В., поддерживая создание филиалов на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, обосновывал свою позицию необходимостью подчинения адвоката, зарегистрированного в одном регионе, но работающего в другом, правилам адвокатской палаты того региона, в котором он работает —  фактически складывается двойное подчинение. Против создания филиалов выступил, в частности, депутат Булавинов Н.Е., отметивший: «Если сейчас мы проголосуем поправку Гребенникова, точно так же нужно внести поправки в ряд других законопроектов, предусмотрев право налоговых инспекций создавать филиалы в других регионах, право ГУВД создавать РОВД в других регионах и так далее по тексту». Однако поправка была принята 51,6% голосов. Таким образом, адвокатская палата субъекта РФ объединяет адвокатов по признаку постоянного места регистрации осуществления ими адвокатской деятельности (месту регистрации коллегии), а не по признаку их места жительства (места налогового учета).

Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре устанавливает ограничения на реорганизацию коллегии адвокатов: коллегия адвокатов не может быть преобразована в коммерческую организацию или любую иную некоммерческую организацию, за исключением случаев преобразования коллегии адвокатов в адвокатское бюро (п. 17. ст. 22).  Указанные ограничения вполне соответствует ограничениям на преобразование других  видов некоммерческих организаций установленным в ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях». Другие виды реорганизации коллегии осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом РФ (п.п. 1, 2 ст. 16 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Ликвидация коллегии осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными ФЗ «О некоммерческих организациях» (п. 18. ст. 22 ФЗ №63-ФЗ). Среди особенностей процесса ликвидации коллегии необходимо напомнить общий для некоммерческих организаций правовой режим имущества ликвидируемых юридических лиц. «При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства» (п.1. ст. 20 ФЗ «О некоммерческих организациях»).  Данное обстоятельство необходимо учитывать при долгосрочном планировании деятельности коллегии и при решении вопроса о предоставлении членам коллегии прав на часть имущества ликвидируемой организации оставшегося после расчетов с кредиторами в пределах стоимости имущества, переданного членами коллегии в её собственность.

Что касается собственно деятельности коллегий адвокатов, на сегодняшний день существует три основных ее направления. Условно их можно обозначить следующим образом:

1). Обеспечение бесплатной юридической помощью населения России, которое в ней нуждается. Бесплатная юридическая помощь для неимущих – гуманная обязанность российской адвокатуры прошлого и настоящего. Сегодня в некоторых регионах Российской Федерации бесплатная юридическая помощь достигает 80-90% от общего количества выполненных адвокатами поручений по гражданским и уголовным делам.

2). Традиционное представительство на следствии и в судах также характерно для всей истории российской адвокатуры —  это обеспечение прав подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных в уголовном процессе, а также представление интересов граждан в государственных и административных органах, ведение гражданских и административных дел, составление исковых заявлений, кассационных и надзорных жалоб.

3).Правовая защита организаций и лиц в сфере гражданского оборота, в особенности предпринимательства —  от представительства в гражданском и арбитражном процессе до оказания юридических консультаций. Так, основными направлениями деятельности коллегии адвокатов «БизнесИнюрколлегия» являются корпоративное право (юридическое обеспечение создания, реорганизации, ликвидации организаций, выпуска ценных бумаг, заключения крупных сделок), ведение судебных дел в рамках гражданского и арбитражного производства, а также в третейских судах и в порядке досудебного урегулирования споров, юридическое обслуживание российских и иностранных компаний (вопросы валютного регулирования, налогового права, регистрации и сопровождения деятельности компаний в странах с льготным налогообложением), создание и ликвидация компаний в России и за рубежом, сопровождение сделок с недвижимым имуществом, составление и правовой анализ договоров и прочих юридических документов. Услуги коллегии охватывают как досудебное урегулирование возникших разногласий, так и непосредственное участие в проведении судебного заседания.

Предпочтительность обращения в коллегию адвокатов обосновывает председатель областной коллегии адвокатов Евгений Галактионов: «При выборе адвоката нельзя руководствоваться советами знакомых, друзей, соседей и так далее. Они не компетентны, не были в вашей "шкуре" и не знают всех нюансов вашей проблемы... Нежелательно также искать адвокатов по объявлениям в СМИ, на столбах и т. д. Таким образом себя чаще всего рекламируют адвокаты, не имеющие постоянной клиентуры, только открывшиеся адвокатские бюро, люди, не имеющие юридического образования, а то и откровенные мошенники...  Если следователь по вашему делу советует вам адвоката (такое иногда случается), отнеситесь к такому предложению критично. Сами подумайте: следователь - ваш процессуальный враг. Понятно, что он предложит удобную для себя кандидатуру.

Я бы посоветовал гражданам, которым необходима юридическая помощь, обращаться в юридические консультации крупных адвокатских коллегий. На то есть несколько причин. Все юристы, желающие вступить в коллегию и стать настоящими адвокатами (по закону ими могут называться только члены коллегии адвокатов), тщательно проверяются. Лицам, допустившим в своей профессиональной деятельности должностные злоупотребления, путь в областную коллегию адвокатов закрыт. Кандидаты должны иметь высшее юридическое образование и стаж работы по специальности. Кроме того, в крупных адвокатских коллегиях, в частности областной коллегии адвокатов, налажена профессиональная учеба. Три года после принятия в коллегию адвокат считается "молодым специалистом", его работа контролируется, и он обязан посещать занятия в "школе молодого адвоката". Во всех крупных коллегиях по сложным делам ведется коллективное обсуждение (естественно, без разглашения ФИО и прочей информации о клиенте). Как говорится, одна голова хорошо, а несколько - лучше.  Кроме того, при наступлении форс-мажорных обстоятельств (болезнь адвоката и так далее) в коллегии всегда будет найдена ему достойная замена».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. АДВОКАТСКИЕ ПАЛАТЫ КАК ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ АДВОКАТОВ И КАК ПРЕЕМНИКИ ПРЕЖНИХ КОЛЛЕГИЙ АДВОКАТОВ

 

Если раньше публичному характеру адвокатуры отвечали коллегии адвокатов, то сейчас, когда коллегии стали только одной из форм адвокатских образований, их функции приняли адвокатские палаты субъектов РФ, объединенные в единую Федеральную палату адвокатов РФ.

Адвокатская палата субъекта РФ, согласно ст.29 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре, является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации. Она создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации, организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно, представительства и защиты адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката. Адвокатская палата образуется учредительным собранием (конференцией) адвокатов, является юридическим лицом, подлежит государственной регистрации и не подлежит реорганизации. На территории субъекта Российской Федерации может быть образована только одна адвокатская палата, которая не вправе образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов Российской Федерации. Образование межрегиональных и иных межтерриториальных адвокатских палат, в отличие от прежних коллегий адвокатов, не допускается.

Решения органов адвокатской палаты, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для всех членов адвокатской палаты. Адвокатская палата не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью. Высшим органом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации является собрание адвокатов, а исполнительным коллегиальным органом —  Совет адвокатской палаты. Также при адвокатской палате создаются ревизионная комиссия (для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью адвокатской палаты и ее органов) и квалификационная комиссия (для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов).

Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре решил проблему объединения адвокатуры в масштабах страны решил путем создания правовой базы для Всероссийского съезда адвокатов (ст.36), учреждения Федеральной палаты адвокатов РФ (ст.35) с детально проработанными полномочиями ее Совета —  коллегиального исполнительного органа. Таким образом, эти органы призваны фактически заменить как существовавшие прежде коллегии адвокатов, так и общественные объединения, создаваемые адвокатами —  Международный союз (содружество) адвокатов, Федеральный союз адвокатов России, Гильдию российских адвокатов — хотя и не отменяет легитимности последних.

Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей адвокатские палаты субъектов РФ на основе обязательного членства, что не было характерно для прежних союзов и ассоциаций адвокатов. Она, как и адвокатские палаты субъектов федерации,  призвана стать органом адвокатского самоуправления. Союзы адвокатов, как общественные организации, управленческих функций практически были лишены (а с принятием закона должны исключить их из своих уставов, даже если таковые там предусматривались, поскольку они не вправе осуществлять функции адвокатских образований или адвокатских палат)  Наконец, решения Федеральной палаты и ее органов обязательны для всех адвокатских палат и адвокатов (ст.35 п.7).

Высшим органом Федеральной палаты является Всероссийский съезд адвокатов, а исполнительным —  Совет Федеральной палаты. Ст.37 подробно определяет полномочия Совета Федеральной палаты, в их числе находятся те функции, которые достаточно определенно характеризуют палату как орган адвокатского самоуправления. В частности, Совет:

ü      избирает из своего состава президента Федеральной палаты адвокатов сроком на четыре года, и по его представлению одного или нескольких вице-президентов Федеральной палаты адвокатов сроком на два года, определяет полномочия президента и вице-президентов;

ü      представляет Федеральную палату адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных российских организациях и за пределами Российской Федерации;

ü      координирует деятельность адвокатских палат;

ü      содействует повышению профессионального уровня адвокатов, разрабатывает единую методику профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов, помощников адвокатов и стажеров адвокатов;

ü      защищает социальные и профессиональные права адвокатов,

ü      участвует в проведении экспертиз проектов федеральных законов по вопросам, относящимся к адвокатской деятельности,

ü      организует информационное обеспечение адвокатов,

ü      обобщает дисциплинарную практику, существующую в адвокатских палатах, и разрабатывает в связи с этим необходимые рекомендации,

ü      осуществляет методическую деятельность.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, понятие коллегии адвокатов в российском законодательстве с течением времени изменялось: из коллегий защитников при Советах и губернских отделах юстиции, занимавшихся оказанием юридической помощи населению, в период своего появления, они превратились в основу организационной структуры адвокатуры в советский период, а затем, с принятием нового закона об адвокатской деятельности и адвокатуре, фактически распались на коллегии как таковые — то есть одну из форм адвокатских образований, занимающихся оказанием юридической помощи — и адвокатские палаты, к которым перешли все властно-распорядительные, организационные и квалификационные полномочия прежних коллегий. В настоящее время коллегии адвокатов (как и палаты) образуются и действуют по правилам, установленным для некоммерческих организаций (в частности, некоммерческих партнерств), однако специфика их деятельности (функционирование в целях защиты интересов общества, специальные требования к учредителям и членам, необходимость оказания бесплатных юридических услуг, особые условия регистрации и ликвидации) неизбежно накладывает свой отпечаток на требования законодательства к данным формам организации адвокатуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Федеральный Закон от 26 апреля 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

2.      Постановление Конституционного Суда РФ от 28 января 1997 г. № 2-П ¨По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Б. В. Антипова, Р. Л. Гитиса и С. В. Абрамова¨.

3.      Письмо Министерства юстиции РФ (№ 6495-СЮ от 13.08.1999) и Генеральной прокуратуры РФ (№ 22-5/100-96 от 18.08.1999).

 

4.      Галоганов А.П. Российская адвокатура: история и современность. Москва, издательство «Юрлитинформ», 2003.

5.      Гузь Е.А. Сравнительный анализ коллегии адвокатов и адвокатского бюро. Опубликовано на web-сайте www.traditio.org.

6.      Киреева О. Адвокат человеку друг, товарищ и... волк. Опубликовано на web-сайте www.news.yandex.ru

7.      Становление адвокатуры в РФ: Учебное пособие. Авторский коллектив Allpravo.ru. -2003. Опубликовано на web-сайте www.allpravo.ru.

8.      Материалы web-сайта коллегии адвокатов «БизнесИнюрколлегия»  www.businiur.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz