Бизнес— план предприятия.

 


                                  План курсовой работы.

 

1. Общее понятие о бизнес-плане......................................................................       2

 

2. Этапы подготовки бизнес-плана...................................................................       6 

 

  3.Анализ основных разделов бизнес-плана а                                                            а                                                                             -                                                                                                                            

    А. Вступительная часть.................................................................................         9

    Б. Характеристика товара и рынка.............................................................        10

    В. Планы производства и маркетинга........................................................         12 

    Г. Финансовый план.....................................................................................        14

    Д. Прочие разделы бизнес-плана.................................................................         20

 

4. Характер бизнес-планирования в современных российских условиях.....          21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общее понятие о бизнес-плане.

       Успех в мире бизнеса решающим образом зависит от 3 элементов : понимания общего состояния дел на данный момент, представления того уровня, которого Вы собираетесь достичь, планирования процесса перехода из одного состояния в другое. Описывая все основные аспекты будущего предприятия, анализируя проблемы, с которыми оно может столкнуться , и определяя способы решения этих проблем, должен ответить на вопрос : “Стоит ли вообще вкладывать средства в этот проект и принесет ли он доход, который окупит все затраты?”

     Эти проблемы призван решить бизнес-план -  план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы , создания новых видов бизнеса. Он может быть разработан как для нового , только создающегося предприятия, так и для уже существующих экономических организаций на очередном этапе их развития. Бизнес-план дает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, определяет зоны риска и пути их снижения. Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В нем характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и определяются способы их решения. Следовательно, бизнес-план - одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная работа. Благодаря бизнес-плану, у руководства появляется возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны.

    Как правило, потребность в бизнес-плане возникает при решении таких актуальных задач, как :

 - подготовка заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредитов,

  - обоснование предложений по приватизации государственных предприятий,

 - открытие нового дела, определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности,

 - перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций,

 - составление проспектов эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) приватизируемых и частных фирм,

 - выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.

    

        В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции. Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности. Вторая функция - планирование, она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы. Третья функция позволяет привлекать извне денежные средства - ссуды и кредиты. Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. В современных российских условиях бизнес-план осуществляет еще одну важную функцию - он является инструментом процесса приватизации государственных предприятий. Здесь он используется для обоснования предложений по приватизации, для определения круга задач, связанных с санацией ( оздоровлением) приватизируемых предприятий. Бизнес-план входит в состав проспектов эмиссии ценных бумаг, публикуемых при акционировании экономической организации. Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные проблемы :

 - определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках,

 - сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения, определить лиц, ответственных  за реализацию стратегии,

 - выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям, оценить производственные и торговые издержки по их формированию и реализации,

 - выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей,

 - определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе,стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.,

 - - определить степень жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, степень  риска предпринимательской деятельности и пути его снижения,

 - конкретизировать перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития,

- получить ценный опыт планирования, развивающий перспективный взгляд на организацию и ее рабочую среду .[1]

   Бизнес-план, как никакой другой из планов фирмы, имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимально возможный выигрыш. Бизнес-план используется как основной документ для обоснования инвестиций и привлечения инвесторов, а также получения различных видов финансирования, например, правительственных субсидий, независимых фондов), найма квалифицированного управленческого персонала. Как правило, бизнес-план является отправной точкой для начала переговоров между предпринимателем и возможным инвестором (например, банком). Для начинающего предпринимателя бизнес-план - это , по существу, все, чем он может привлечь внимание инвесторов. Уровень составленного бизнес-плана становится показателем надежности и серьезности предпринимателя и его дела. Особенно необходим бизнес-план при ведении переговоров с иностранными фирмами. Помимо инвесторов заинтересованными лицами будущего бизнеса являются потенциальные потребители и поставщики фирмы.

     Бизнес-план, как и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно 3-5 лет. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий :

 - в отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, ту , которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план ориентирован только на развитие, в то время как стратегический плат может включать другие типы стратегий организации.

 - стратегические планы - это обычно планы с растущим горизонтом времени. По мере выполнения очередного годичного плана его результат анализируется, что отражается на корректировке или пересмотре стратегического плана. Нередко затем к стратегическому плану добавляется очередной годичный период. Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные планом цели и задачи должны быть выполнены. Таким образом, бизнес-план по своей форме тяготеет к проекту с его конкретной проработкой и определенной самодостаточностью,

 - в бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и др. ) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, они являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес-плана. Близким “родственником “ бизнес-плана можно назвать такой документ, как технико-экономическое обоснование (ТЭО). Главным отличием ТЭО от бизнес-плана является то, что ТЭО - это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов, в то время как коммерческие , рыночные проблемы будущего бизнеса остаются почти нераскрытыми. Методика составления ТЭО разработана Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). У нас методика ЮНИДО была использована при разработке Рекомендаций по обоснованию предложений о создании совместных предприятий. Как видно, в отличие от традиционного плана организации бизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      2. Этапы подготовки бизнес-плана.

 

     Первый шаг в подготовке бизнес-плана предполагает определение источников нужной информации. Ими могут стать учебники по бизнес-планированию, правительственные учреждения ( в том числе занимающиеся проблемами малого бизнеса), фирмы по управленческому консультированию и другие подобные организации, отраслевые издания, курсы по составлению бизнес-планов, аудиторские фирмы, знакомые, коллеги, друзья.  Вторым шагом в работе над бизнес-планом становится определение целей его подготовки  ( определяется перечнем тех проблем, которые призван разрешить бизнес-план, например, привлечение инвестиций).

   Когда внутренние и внешние цели бизнес-планирования выяснены, можно приступить к третьему шагу - точному определению своих целевых читателей. Выбор круга читателей определяет специфику содержания бизнес-плана , необходимость выделения тех или иных сторон деятельности фирмы, экономических показателей (фирма, ориентированная на финансирование в первую очередь за счет выпуска и продажи акций, должна подчеркнуть размеры дивидендов, порядок их выплат , если организация рассчитывает на получение банковского кредита, в бизнес-плане нужно указать величину процентов, имея в виду их типичные размеры на рынке вообще и на рынке банковских кредитов в частности.

   Четвертый шаг - установление общей структуры создаваемого документа. Обычно бизнес-план включает в себя такие составные части : титульный лист, резюме, историю своего бизнеса (если предприятие уже действует), описание продуктов, услуг, описание дел  в отрасли, товарные рынки, оценку и выбор конкурентной стратегии, производственный план, план маркетинга, организационный план, финансовый план и оценку риска, план исследований и разработок, приложения (аппендикс). В зависимости от конкретных обстоятельств - объема производства, вида продукции (услуги), ее новизны, и т.п. - состав и структура плана могут различаться, но содержательная сторона должна быть одной и той же.

    Пятый шаг бизнес-планирования предполагает сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана . На этом этапе необходимо заручиться поддержкой тех людей, которые имеют необходимые опыт и знания для составления бизнес-плана (сотрудников организации, внешних консультантов, финансистов, бухгалтеров, маркетологов, экономистов широкого профиля, консультантов по управлению). [3]

   Шестой шаг - непосредственное написание бизнес-плана. Существуют 2 основных подхода к разработке бизнес-плана : 1) бизнес-план составляется наемной группой специалистов, а инициаторы проекта участвуют в нем посредством подготовки и исходных данных. Заказчиками бизнес-плана являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются и прогнозируются в бизнес-план . Разработчиками бизнес-плана выступают фирмы , специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, проектирования, авторские коллективы, отдельные авторы. 2) Инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов.  Конечно, лучше всего, если предприниматель самостоятельно пишет бизнес-план, даже если это требует большого количества времени и у предпринимателя нет навыков такого рода работы. Если предприниматель перепоручает написание бизнес-плана кому-то другому, то следствием этого могут явиться : неполное и несистематичное знание предпринимателем слабых и сильных сторон своей организации, основных направлений ее деятельности , возможного будущего запланированного проекта, отсутствие периода обучения деятельности по планированию, которое негативно скажется на будущих действиях организации, неумение предпринимателя доказательно и глубоко продемонстрировать преимущества своего проекта.

    Нельзя забывать о том, что оформление и стиль не менее важны для успеха бизнес-плана , чем его содержание. Небрежно оформленный, неграмотно составленный, чрезмерно раздутый или, напротив, неоправданно сжатый бизнес-план не найдет понимания и поддержки у потенциальных инвесторов делового проекта. Необходимо позаботиться о четкой структуре плана, оформлении текста, умело применять графики, таблицы, диаграммы. Предложения должны быть короткими, ясными и четкими, не следует увлекаться эмоциями, техническими терминами, экскурсами в чистую теорию, употреблять расплывчатые выражения, утяжелять основные разделы объемной информацией - лучше включить ее в приложение. Идеи, предоставленные в бизнес-плане, не должны быть чрезмерно амбициозными - потенциальные инвесторы часто лучше осведомлены о реальном положении дел. Желательно также предложить готовый бизнес-план для прочтения кому-нибудь из авторитетных, но незаинтересованных лиц, кто способен оценить его на основе конструктивной критики  . [4]

         Схема последовательности составления бизнес-плана.

 

 

 

 


 1

 

 

 


1 - принятие решения о создании нового предприятия или внедрения мероприятий совершенствования действующего предприятия, 2 - анализ собственных возможностей и способности взяться за реализацию задуманного проекта, 3 - выбор изделия или услуги, производство которого будет являться целью задуманного проекта, 4 - исследование возможного рынка сбыта, 5 - составление прогноза объемов сбыта, 6 - выбор места для осуществления коммерческой или производственной деятельности, 7 - разработка плана производства, 8 - разработка плана маркетинга, 9 - разработка организационного плана, 10 - разработка юридической схемы будущей коммерческой деятельности, 11 - решение вопросов организации, 12 - решение вопросов страхования, 13 - разработка финансового плана, 14 - написание резюме к бизнес-плану. [5]

 

 

 

 

 

 3. Анализ основных разделов бизнес-плана.

А.Вступительная часть.

   Титульный лист имеет следующее содержание: заголовок плана, дата его подготовки, полное название и адрес фирмы, подготовившей план, имя предпринимателя и его домашний телефон, для кого подготовлен план.

      В резюме разъясняются цели предлагаемого производства, новизна и отличие предлагаемой к производству продукции от конкурентной, ее привлекательность для потенциальных покупателей. Здесь же указываются сведения о предполагаемых объемах продаж, выручке, затратах на производство, валовой прибыли, рентабельности производства, сроке возврата кредитов, т.е. сведения об основных финансовых результатах, которые ожидаются в случае осуществления данного проекта. Структура резюме должна состоять из 3 частей : введение - включает цели плана, коротко выраженную суть проекта, основное содержание - сжатое описание всех ключевых элементов бизнес-плана и его основных частей : род деятельности , прогноз спроса, стоимость проекта, источники финансирования и т.д., заключение - суммирует факторы будущего успеха предпринимателя, может включать описание основных способов действий предпринимателя. Резюме должно быть кратким и должно быть составлено так , чтобы у читателя возникло желание продолжить чтение бизнес-плана.

      История бизнеса составляется в том случае, если предприятие же существует и прошло определенный путь развития. Информация данного раздела в основном предназначена для внешних читателей, поэтому, обсуждая историю бизнеса , нужно назвать реальные успехи, которых фирма достигла в прошлом, достижения работников фирмы , рассказать , когда бизнес был основан, каковы основные этапы его развития, как распределены основные роли в фирме. [6]

 

 

 

 

 

 

    Б. Информация о товаре и рынке.

  Будущим читателям бизнес-плана, в особенности инвесторам, важно знать о качестве , тенденциях потребления и конкурентном потенциале товара, производству которого посвящен объект. Раздел “Описание продукта или услуги  должен содержать конкретное описание товара  ( химических , физических, механических, потребительских и др. свойств, а также дизайна и упаковки) ,  способов и тенденций  его применения, характеристику жизненного цикла товара, диапазона подобных продуктов на рынке и  существенных отличий от товаров конкурентов, уровня защиты авторских прав, наглядное изображение товара. При производстве сложных технических изделий описывается организация сервиса.[7]

   Важная часть бизнес-плана - информация о рынке сбыта. Цель раздела - представить достаточные фактические материалы, чтобы убедиться в конкурентоспособности рассматриваемого проекта, а также помочь руководителю определить и обосновать ту часть рынка, где найдет покупателя планируемый к производству товар, а также отразить полноту представления о рыночной конъюктуре. Этот раздел является одним из наиболее трудных и важных, т.к. он построен на рыночных оценках, которые оказывают непосредственное влияние на финансовый и производственный планы компании, и требует сбора и обработки большого объема информации. Необходимо оценить типы рынков, на которых действует фирма, основные сегменты рынков, факторы, влияющие на спрос на каждом из них , перспективы изменения потребностей покупателей и возможную реакцию компании на эти изменения, реакцию рынка на новые товары. [8]Описывая положение дел в отрасли, важно показать абсолютные размеры рынка, склонен он к росту или застою, основные сегменты рынка (группы потребителей), степень чувствительности рынка  к различным внутренним и внешним факторам, циклическим и сезонным колебаниям, общая привлекательность рынка.

     В разделе плана , посвященном конкурентной стратегии, необходимо определить крупнейших производителей-конкурентов аналогичной продукции, как можно точнее оценить объем их продаж, доходы, перспективы внедрения новых моделей, основные характеристики, уровень качества и дизайн основной продукции,  ценовую политику и уровень цен конкурентов. Нет ничего ошибочнее,чем полагать , что достоинства вашего товара столь очевидны, что его захотят купить все. Такие смелые допущения прежде могли быть справедливы для голого отечественного рынка эпохи всеобщего дефицита, но исследования последнего времени свидетельствуют о том, что российская экономика вступила в полосу классического кризиса перепроизводства, сужения размера отраслевых рынков, падения уровня платежеспособного спроса, жесткой конкуренции со стороны импортеров. [9]Даже если сейчас фирма - единственный производитель и продавец в отрасли, она неминуемо сталкивается с конкурентными силами - новые (потенциальные ) конкуренты, производители товаров-заменителей, поставщики и покупатели. Российским предпринимателям нельзя забывать о том, что одной из наиболее серьезных конкурентных сил на отечественном рынке являются иностранные компании, которые привлекают покупателя если не качеством , то доступными ценами и более броским дизайном товара, подчиняясь собственным стратегическим целям, а не нашим представлениям о конкуренции. Для оценки фирм-конкурентов целесообразно составить таблицу, содержащую их основные характеристики - место расположения, доля рынка, объемы продаж. Для оценки степени риска необходимо также указать предполагаемые потери, которые может понести компания, и наличие свободной ниши для вступления на рынок нового действующего агента. Для оценки сравнительных преимуществ компании можно использовать метод сегментации рынков по основным конкурентам, позволяющий систематизировать информацию по достоинствам и недостаткам фирмы и ее главных конкурентов - для этого основные факторы разбиваются на группы и по каждому из них фирма и ее конкуренты должны получить оценку в баллах по шкале от 0 до 5 баллов, которая отражает положение фирмы на рынке (также в виде таблицы).[10] Для отечественного предпринимателя составление этого раздела плана крайне затруднено тем, что очень сложно найти достоверные сводные исследования рынка, в то время как за рубежом можно получить нужные данные в отраслевых и торговых ассоциациях. Когда конкурентная стратегия выбрана, предпринимателю нужно решить, как лучше реализовать ее  и какая производственная и финансовая структура предприятия будет оптимально этому способствовать.

    В. Планы производства и маркетинга.

 

    Производственный план призван ответить на вопрос, как фирма намерена создавать свою продукцию или услуги. Основная задача производственного плана - характеристика в сжатой форме основных параметров товаров и услуг, предлагаемых данной фирмой, предоставление информации по обеспеченности с производственной стороны выпуска продукции и разработка мер по поддержанию и развитию производства. Обычно в нем содержится описание зданий, оборудования, основных видов сырья и материалов, информация о месторасположении производства, основных методах производства и технологии, требованиях к рабочей силе, требуемых производственных мощностях и производственных помещениях, общей структуре производственного процесса, технологических процессов, сборочных линий и робототехники, источников приобретения производственных ресурсов, а также возможностей бизнеса - производственных мощностей , программ контроля качества и др. При рассмотрении производственного процесса полезно дать схему последовательности производственных операций. В планах производства обычно включается освещение стратегии снабжения предприятия - откуда и куда будут поступать все виды сырья и комплектующих материалов, в каких цехах они будут перерабатываться   в продукцию, куда и как эта продукция будет поставляться с фирмы. Если фирма предполагает или уже проводит исследования и разработки, в соответствующем разделе бизнес-плана она должна осветить следующие вопросы : величина затрат на исследования и разработки , их направления и реальные достижения, квалификация персонала и оснащенность в отделе исследования и разработок, сравнение затрат на НИОКР  с затратами конкурентов, формы государственной и частной помощи проведению исследований и разработок. Помимо технического описания , план производства должен включать экономические расчеты издержек производства, информацию о  критических факторах производственного процесса, влиянии эффекта масштаба и структуре издержек и изменениях этих показателей в перспективе. [11]Главная задача раздела  - подтвердить расчетами, что создаваемая фирма в состоянии реально производить необходимое количество товаров в нужные сроки и с требуемым качеством.

В организационном плане описывается система организации управления работой на фирме. Организация управления включает формирование организационной структуры и ее обеспечение. Принятая организационная структура определяет содержание работ создаваемых подразделений, квалификационные требования к специалистам. В этом разделе указываются источники и способы привлечения специалистов для постоянной работы, величина их заработной платы и заработной платы руководящего состава, возможности привлечения внештатных экспертов.

     План маркетинга включает решение таких проблем, как : схема распространения товаров, ценообразования, реклама, методы стимулирования продаж, организация послепродажного обслуживания (для технически сложных товаров) , формирование общественного мнения о фирме и товарах. Планы маркетинга включают в себя описание общей стратегии маркетинга, политики ценообразования, тактики рекламы продукции, ее реализации и послепродажного обслуживания, а также прогнозы объемов продаж.[12] Определив соответствующий рынок и его возможности ( основные характеристики покупателей и сегменты данного рынка, предполагаемую долю предприятия данном сегменте рынка, каналы распространения товаров, чистый доход, обеспечиваемый данной ценой), важно представить стратегию маркетинга, которая разъяснит, как бизнес реализует свои планы в жизнь для достижения желаемого объема продаж. Маркетинг-план может быть сформирован по-разному в зависимости от вида бизнеса и сложности рынка, а также величины компании. Для этого необходимо уделить внимание каждому из важнейших инструментов маркетинга, находящихся в распоряжении компании - основную методику расчета цены и стратегию ценообразования, методы реализации продукции и сбыта, сервисное обслуживание, выбор мер по эффективному продвижению товаров ( реклама, стимулирование сбыта, пропаганда)  и бюджет их финансирования.

 

 Г. Финансовый план.

     Финансовый план в стоимостном выражении обобщает возможные результаты принятых решений по предыдущим разделам плана. Раздел бизнес-плана, касающийся финансового плана, необходимо посвятить оценке потенциала фирмы и планированию ее финансовой деятельности с целью достижения жизнеспособности компании и эффективного использования имеющихся денежных средств . В финансовом плане рассматриваются вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного использования имеющихся денежных средства на основе анализа текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации продукции на рынках в последующие периоды.

   При составлении финансового плана необходимо принимать во внимание следующие соображения. Первостепенное значение имеет достоверность предоставляемых данных. Если финансовая информация, представленная в бизнес-плане, тщательно подготовлена и убедительна, что она становится одним из важнейших критериев оценки привлекательности бизнеса. Финансовый анализ будущего неизбежно характеризуется разной степенью неопределенности, поэтому имеет смысл рассмотреть в финансовом плане несколько сценариев развития компании, даже если не все из них будут включены в окончательный вариант плана (оптимистический и консервативный прогнозы) . Затем, финансовый план не должен расходиться с данными , представленными в остальных разделах бизнес-план. Финансовый план является наиболее гибкой во временном отношении частью бизнес-плана, поэтому следует корректировать его по мере необходимости.[13]

 Работа по составлению финансового плана производится в несколько этапов :  1) анализ исполнения финансового плана за предшествующий год, 2) рассмотрение проектируемых производственных показателей, на основе которых будет составляться финансовый план, 3) разработка проекта финансового плана на планируемый год. Для фирмы как целостного  механизма целесообразно результаты финансовой деятельности представлять в виде определенной системы отчетно-плановых документов. Финансовый план включает прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблицу доходов и затрат, сводный баланс активов и пассивов предприятия, график достижения безубыточности.

    Оперативный план (отчет) отражает результаты взаимодействия фирмы и ее целевых рынков по каждому товару и рынку за определенный период. На фирме этот документ разрабатывается службой маркетинга. Совокупность показателей, представленная в оперативном плане, позволяет продемонстрировать руководству компании, какая доля рынка занята фирмой по каждому товару и какую предполагается завоевать в перспективе. Показатели определяются по каждому виду товара или услуги, что позволяет сравнивать их между собой по экономической эффективности.

       Прогноз объемов реализации дает представление о доле рынка, которая будет охвачена выпускаемой продукцией. Прогноз, как правило, составляется на 3 года, причем для первого года данные приводятся помесячно, для второго - поквартально, а на третий год - в целом.

 План-отчет о движении денежных средств показывает руководству фирмы, сколько в его распоряжении имеется денежных средств и какова потребность в них компании. Если план является результатом прогнозирования. то отчет содержит фактические показатели и , таким образом , отражает реальное положение фирмы, что необходимо руководству для выработки оптимальных решений. Данный отчет составляется как суммарный результат деятельности фирмы по всем видам товаров и услуг. В структуру плана-отчета входят показатели, которые отражают, в частности, планируемые и фактические капиталовложения в деятельность компании за отчетный период. Главная задача - проверить синхронность поступления денежных средств от реализации продукции и их расходования, т.е.определить достаточность этих средств на каждый момент. В случае их нехватки необходимо предусмотреть источники дополнительных инвестиций. При значительных объемах капиталовложений и недостаточно высоком уровне дохода от продаж величина добавления к отчетной части баланса может уменьшиться. В этом случае сумма денег на расчетном счете фирмы сократится  и для последующего функционирования предприятию потребуются заемные средства.

  В отчет о доходах и расходах включают выручку от продажи товара, общепроизводственные расходы по видам, налоговые и другие отчисления, и на основании этих показателей рассчитывается прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы после выплаты дивидендов. По данным плана можно установить , приносит ли конкретный товар прибыль фирме, сравнить различные товары по прибыльности с тем, чтобы определить целесообразность их дальнейшего производства. Цель составления отчетов о прибыли  - в обобщенной форме представить результаты деятельности предприятия с точки зрения прибыльности : прогноз реализации, себестоимости реализуемой продукции или услуг, операционные затраты, получение прибыли до и после уплаты налогов. Для определения плановой выручки необходимо знать количество и ассортимент реализуемой продукции.

                                                          Р = О1+В-О2,

где Р - количество реализуемой продукции , О1 и О2 - остатки нереализованной продукции на начало и конец планируемого года. Выручка может быть рассчитана методом прямого поассортиментного счета или исходя из выпуска товарной продукции в ценах реализации, скорректированного на изменение остатков на начало и конец расчетного года. Размер плановых затрат на реализуемую продукцию можно определить по следующей формуле :

                                                         Зр = О1+Т-О2+В,

где Зр - затраты на реализуемую продукцию, Т - плановая производственная себестоимость товарной продукции в планируемом году, В - внепроизводственные расходы.  Плановая балансовая прибыль рассчитывается как прибыль от реализации товарной продукции (исходя из планируемой выручки от реализации и затрат на производство), прибыль от прочей реализации (планируется отдельно по операциям :  выполнению работ и услуг непромышленного характера, реализации услуг транспортных хозяйств, покупной энергии и полуфабрикатов и др.),  и прибыль от внереализационных операций (доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, сдачи имущества в аренду, доходы по акциям, облигациям и иным ценным бумагам).

     Значительным документом финансового плана является балансовый отчет. Его особенность заключается в том, что он не отражает результатов деятельности компании за определенный период, а фиксирует ее сильные и слабые стороны на данный момент - по соотношению элементов баланса друг с другом можно судить о финансовом положении фирмы. Баланс доходов и расходов формируется на основе аналитического обобщения результатов, полученных в процессе сделанных расчетов по каждой его статье, поэтому работу по составлению баланса доходов и расходов нельзя представлять как простое заполнение его статей соответствующими цифровыми данными, полученными в результате этих расчетов и подведения итогов по каждому из разделов. Сводный баланс активов и пассивов фирмы составляется на начало и конец первого года осуществления проекта. Предлагаемый баланс доходов и расходов может быть составлен по форме, содержащей 3 раздела : доход и поступление средств( выручка от реализации и внереализационных операций, средства, отчисляемые от себестоимости, прирост устойчивых пассивов, доход от первоначального выпуска акций и проч.) , расходы и отчисления (затраты на реализованную продукцию и услуги по полной плановой себестоимости, затраты на ремонт, арендная плата, финансовый резерв, операционные расходов), взаимоотношения с бюджетом, внебюджетными фондами и банками (налоги с прибыли и имущества, платежи во внебюджетные фонды, уплаты по кредитам) . [14]Исходный баланс компании, как правило. составить достаточно легко - он показывает, как будет получен стартовый капитал (источник долга + собственный капитал) и как предполагается его расходовать. Он служит основой для оценки специалистами коммерческих банков добротности источников финансирования и целесообразности вложения капитала.В проектировках балансов на дальнейший период должен учитываться исходный баланс, а также особенности развития компании и результаты ее финансовой деятельности. План-баланс демонстрирует финансовое состояние фирмы на конец рассчитываемого периода времени, из его анализа можно сделать выводы о росте активов и устойчивости финансового положения фирмы в конкретный период времени. Процесс формирования баланса доходов и расходов носит творческий характер, направленный на выявление резервов предприятия и мобилизацию внутрихозяйственных ресурсов, более эффективное использование прибыли и других доходов, обеспечение финансовой устойчивости предприятия, платежеспособности и ликвидности.

     Помимо вышеназванных планово-отчетных документов, в финансовую часть бизнес-плана целесообразно включить анализ безубыточности , который демонстрирует, каким должен быть объем продаж, чтобы компания могла без посторонней помощи выполнять свои обязательства. Графическое определение точки безубыточности - очень простой и эффективный метод, позволяющий определить взаимосвязь между прибылью и ценами, издержками производства и выпуском. График достижения безубыточности дает возможность определить объем производства (критическую программу), при которой фирма начнет получать прибыль. Для построения графика надо знать постоянные и переменные издержки, объем продаж, отношение переменных издержек к объему выпуска, объем выпуска и общий объем сбыта. Точка безубыточности может быть также определена аналитическим путем. Анализ безубыточности помогает определить важнейший этап на пути развития компании - момент, когда средств, выручаемых от продаж, становится достаточно для выполнения всех денежных обязательств фирмы.

      На основе этих документов проводится анализ финансовых ресурсов фирмы и выбирается схема финансирования инвестиционных проектов, среди которых могут быть использованы : получение финансовых ресурсов путем акционирования, долговое и лизинговое  финансирование, причем сумма собственного и заемного капитала фирмы должна быть достаточной для покрытия отрицательной величины денежных средств в любой период времени, рассматриваемого в плане . Для оценки результатов деятельности предприятия используются показатель платежеспособности и ликвидности, показатель управления активами, соотношение собственных и заемных средств, показатели рентабельности (рентабельность активов, собственного капитала, долгосрочных инвестиций, суммарного инвестированного капитала, индекс оборачиваемости товарно-материальных запасов), индекс покрытия процентных платежей, показатели ликвидности ( индекс текущей ликвидности, чистый оборотный капитал),показатели эффективности оборота поступлений (  коэффициент оборачиваемости поступлений, период оплаты за продукцию, вероятность  банкротства), показатели эффективности инвестиций (период окупаемости проекта, индекс прибыльности, чистая приведенная величина дохода , внутренний коэффициент рентабельности инвестиций) .

    Таким образом, финансовый план призван охарактеризовать реальное состояние фирмы, сформулировать и представить всеобъемлющую систему плановых данных, отражающих финансовые результаты деятельности предприятия,  и спрогнозировать финансовые результаты ее деятельности на ближайшее будущее и на более отдаленную перспективу.

       На основании финансового плана определяется стратегия финансирования. Этот раздел плана определяет величину и источники получения средств и обосновывает ожидаемое время полного возврата средств и получение инвесторами дохода на них, т.е. полной окупаемости. При составлении этой части бизнес-плана предприниматель обязан рассмотреть следующие вопросы : . средства, необходимые для реализации предлагаемого проекта, предполагаемая система финансирования и ее инструменты (банковские кредиты, векселя, облигации, акции, опционы), величина процентов и основных выплат по долгу, , сроки окупаемости и размеры ожидаемого дохода от реализации проекта, гарантии или залог, обеспечивающие безопасность финансовых вложений, показатели финансового рычага, определяющие уровень риска проекта, список текущих кредиторов фирмы, возможные налоговые преимущества.[15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Д. Прочие разделы бизнес-плана.

    

      В юридическом плане определяется форма организации фирмы с точки зрения собственности, которая, в свою очередь, определяет его правовой статус. Он знакомит с формой собственности предприятия, составом пайщиков или акционеров, совета директоров,  количеством выпущенных акций, основными положениями  о правах голосования, процедурой выплаты дивидендов, распределении полномочий внутри фирмы и ее  организационной структурой. . При составлении такого плана важно учитывать правовые аспекты бизнеса, т.е. указать правительственные, местные или зарубежные нормативные акты (законы, лицензии, требования регистрации в органах власти и др.), которые могут оказать влияние на функционирование предприятия. В соответствии с принятым решением в дальнейшем разрабатываются основные документы, регулирующие будущую деятельность фирмы.

 Нередко специально выделяется раздел , посвященный оценке риска проекта и страхованию. В условиях рынка фирмы действуют на свой страх и риск, государство не несет ответственности за результаты их хозяйственной деятельности, поэтому при создании фирмы должны быть тщательно просчитаны риски. Основная задача - предугадать все типы рисков, с которыми можно столкнуться, источники этих рисков и момент их возникновения. Затем разрабатываются меры по сокращению этих рисков и минимизации потерь, которые могут возникнуть. Эти меры организационного характера, они предусматривают дублирование тех или иных организационно - управленческих решений (например, смену поставщиков, способов доставки сырья и т.п.) и предусматривают программу страхования от рисков. [16]

      Оглавление должно дать четкое представление о всем содержании бизнес-плана, оно не должно быть перенасыщено деталями, однако необходимо выделить подзаголовки наиболее значимых разделов бизнес-плана .[17] 

 

4. Характер бизнес-планирования в современных российских условиях.

      Бизнес-план является принципиально новым для нашей экономики документом. В традиционном для отечественного планирования технико-экономическом обосновании оценке экономической эффективности проекта отводилось всего несколько страниц текста. Этого было вполне достаточно в условиях централизованно планируемой экономики, где инвестором выступал бюджет , а маркетингом (своего рода) занимался Госснаб. В условиях перехода к рыночной экономике изменяющаяся хозяйственная среда ставит и новое поколение предпринимателей, и опытных руководителей перед необходимостью по-иному просчитывать свои действия на рынке, готовиться к такому непривычному для них занятию, как борьба с конкурентами и привлечение иностранных инвестиций.[18]

  До недавнего времени российским законодательством предполагалось обязательное представление бизнес-плана (инвестиционной программы) при продаже пакетов акций приватизируемого предприятия. Выполнение инвестиционной программы покупателем предприятия должно было контролироваться в течение трех лет, и только после ее выполнения право собственности могло перейти к инвестору. Таким образом, бизнес-план объективно оказывался тормозом приватизационного процесса. Кроме того, подобный подход способствовал созданию “липовых “ бизнес-планов , формализации процесса бизнес-планирования. Для сегодняшней российской практики характерна тенденция перехода от чрезмерно формализованного к более взвешенному и разумному применению бизнес-планов в процессе приватизации. Утвержденное в феврале 1994 г. “Положение об инвестиционном конкурсе по продаже пакетов акционерных обществ, созданных в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий “  облегчило проведение конкурсов. В “Положении”  отсутствуют жесткие требования о предоставлении инвестиционной программы. Право собственности переходит к покупателям не после определенного этапа выполнения бизнес-плана , а с момента оплаты номинальной стоимости пакета акций. Так новое положение отменило путаницу в понятиях и разделило две глобальные цели : цель скорейшей приватизации и цель развития ( воплощенную в бизнес-плане) . Бизнес-план естественным образом станет необходимым этапом становления приватизированного предприятия, когда оно должно будет решать проблемы выживания и рыночной адаптации, которая в наших условиях возможна только в рамках переориентации неэффективных производств и развития новых направлений бизнеса.[19]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

                                 Список литературы.

 

Алексеева М. Планирование деятельности фирмы. М., “Финансы и статистика”, 1997 г.

Моляков Д.Финансы предприятий отраслей народного хозяйства, М., “Финансы и статистика”, 1996 г.

Пелих А. Бизнес-план, или как организовать собственный бизнес. М., “ОСЬ-89”, 1997 г.

Уткин Э. Бизнес-план. Организация и планирование предпринимательской деятельности. М., Ассоциация авторов и издателей “Тандем”, издательство ЭКМОС, 1997.

Учебник по основам экономической теории. М., издательство “Владос”, 1995. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Э. А. Уткин. Бизнес-план. Организация и планирование предпринимательской деятельности. М., Ассоциация авторов и издателей “Тандем”, издательство ЭКМОС, 1997.

 

[2] М.Алексеева. Планирование деятельности фирмы. М., “Финансы и статистика”, 1997 г.

 

[3] М.Алексеева. Планирование деятельности фирмы. М., “Финансы и статистика”, 1997 г.

 

[4] М.Алексеева. Планирование деятельности фирмы. М., “Финансы и статистика”, 1997 г.

[5] Пелих А. Бизнес-план, или как организовать собственный бизнес. М., “ОСЬ-89”, 1997 г.

 

[6] М.Алексеева. Планирование деятельности фирмы. М., “Финансы и статистика”, 1997 г.

 

[7] Учебник по основам экономической теории. М., издательство “Владос”, 1995. 

 

[8] Э. А. Уткин. Бизнес-план. Организация и планирование предпринимательской деятельности. М., Ассоциация авторов и издателей “Тандем”, издательство ЭКМОС, 1997.

 

[9] Учебник по основам экономической теории. М., издательство “Владос”, 1995. 

 

[10] Э. А. Уткин. Бизнес-план. Организация и планирование предпринимательской деятельности. М., Ассоциация авторов и издателей “Тандем”, издательство ЭКМОС, 1997.

 

[11] Э. А. Уткин. Бизнес-план. Организация и планирование предпринимательской деятельности. М., Ассоциация авторов и издателей “Тандем”, издательство ЭКМОС, 1997.

 

[12] Учебник по основам экономической теории. М., издательство “Владос”, 1995. 

 

[13] Э. А. Уткин. Бизнес-план. Организация и планирование предпринимательской деятельности. М., Ассоциация авторов и издателей “Тандем”, издательство ЭКМОС, 1997.

 

[14] Д.Моляков. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства, М., “Финансы и статистика”, 1996 г.

 

[15] Э. А. Уткин. Бизнес-план. Организация и планирование предпринимательской деятельности. М., Ассоциация авторов и издателей “Тандем”, издательство ЭКМОС, 1997.

 

[16] Учебник по основам экономической теории. М., издательство “Владос”, 1995. 

 

[17] М.Алексеева. Планирование деятельности фирмы. М., “Финансы и статистика”, 1997 г.

 

[18] Э. А. Уткин. Бизнес-план. Организация и планирование предпринимательской деятельности. М., Ассоциация авторов и издателей “Тандем”, издательство ЭКМОС, 1997.

 

[19] М.Алексеева. Планирование деятельности фирмы. М., “Финансы и статистика”, 1997 г.

 

Сайт создан в системе uCoz