Идеи теократического устройства разумного государства в трудах Т.Кампанеллы

 

                             Коль позабудет мир “мое”, “твое”

                            Во всем полезном, честном и приятном,

                            Я верю, раем станет бытие,

 

                           Слепое чувство - зрячим, не развратным,

                           Высоким знаньем - тупость и лганье,

                          И гнет тирана - братством благодатным.

 

                                             Т.Кампанелла. Сонет “ О золотом веке”.

 

  П опытку создания универсального натурфилософского синтеза, охватывающего центральные проблемы философии, конкретных естественных и гуманитарных наук и включающего программу всеобщего социально-политического преобразования на основе принципов утопического коммунизма, предпринял в конце XVI-первой трети XVII века Томмазо Кампанелла (1568-1639).Современник Галилея и Декарта, Бэкона и Гассенди, он, однако, целиком принадлежит философской культуре Возрождения , и ,несмотря на живой интерес к достижениям современного естествознания, остается чуждым науке и философии Нового времени.Человеком Ренессанса его делает не только разносторонняя одаренность и широта интересов (ему принадлежат сочинения по философии и богословию, астрономии и астрологии, физике и математике, медицине, истории, поэтике, логике, не говоря о многочисленных политических трактатах, его итальянские и латинские стихи ставят его в ряд наиболее значительных поэтов 17 в., кроме того, он написал не дошедшую до нас трагедию о Марии Стюарт),не только “мистический склад ума”,но и необычайная даже для его эпохи сила характера, убежденность, мощное и неодолимое стремление к деятельности, к воплощению в жизнь своих научных, политических и нравственных идеалов.Свою собственную жизнь - многолетнее противоборство с враждебными силами политической и церковной реакции - он рассматривал как убедительное доказательство присущей человеку свободы, как воплощение гуманистических принципов достоинства человека.

   

     Д

жованни Доменико Кампанелла родился 5 сентября 1568 г. в городе Стило, в Калабрии, в семье неграмотного сапожника.Тяга к знаниям и незаурядные способности привели его, как и Джордано Бруно, к вступлению в 1582 г. в славящийся своими учеными традициями Доминиканский орден, там он принял монашеское имя Томмазо.Обширные познания и стремление к самостоятельному мышлению вскоре привели его к столкновению с косным и невежественным окружением.В поисках альтернативы не удовлетворяющей его схоластической традиции, он открывает для себя натурфилософию Телезио, сыгравшую определяющую роль в его дальнейшем развитии.Первая его книга - “Философия, основанная на ощущении”(1591),направлена против хулителя Телезио, защитника перипатетической ортодоксии Дж.А.Марты, но, по существу, далеко выходит за рамки апологии телезианства и является первым очерком собственной философской системы молодого Кампанеллы, испытавшего воздействие ренессансного неоплатонизма . Травля и преследования, которым подвергло его монастырское начальство,послужили толчком к его бегству сперва в Рим, затем во Флоренцию и Падую, где он был арестован по обвинению в ереси.После нескольких лет инквизиционных процессов и тюремного заключения Кампанелла возвращается в Неаполь, а в июле 1598 г. - в Калабрию.

  Там он становится во главе обширного заговора, объединяющего всех недовольных испанским владычеством, выступает со страстными проповедями перед народом и разрабатывает план радикальных общественных преобразований на основе общности имуществ и всеобщего равенства и справедливости. В августе 1599 г. в результате доноса заговор был раскрыт, Кампанелла брошен в тюрьму.Ему грозила смертная казнь, но, симулировав сумасшествие, он добился отмены смертного приговора. Двадцатисемилетнее заключение в неаполитанской тюрьме было заполнено постоянной борьбой за право думать и писать, за освобождение, за возвращение к деятельной жизни. Несмотря на жестокие условия заключения, в эти годы создает десятки сочинений - прежде всего знаменитую утопию “ Город Солнца”, трактаты по философии, “Метафизику”,”Апологию Галилея”. В 1617-1622 г. в Германии выходит в свет несколько его книг.

    В 1626 г. ему удается добиться освобождения и перевода в Рим, где он снова на несколько лет оказывается узником инквизиционной тюрьмы. Покровительство папы Урбана VIII, заинтересовавшегося астрологическими занятиями Кампанеллы, обеспечило ему освобождение, но попытки издания книг встречали противодействие церковных властей, напечатанные в 1630 г. “Побежденный атеизм” и в 1633 г. “Монархия Мессии” подверглись цензурному преследованию. Интриги папских придворных и происки испанцев вынудили Кампанеллу бежать во Францию. Там он, преодолевая сопротивление богословов Сорбонны, издает книги, пишет многочисленные политические трактаты, надеясь побудить правительство Франции к освобождению Италии от испанского ига.Умер Кампанелла в Париже 21 мая 1639 г.3

 

  С

амый большой парадокс этого мыслителя - в том, что тридцать тысяч страниц, написанных Кампанеллой, принадлежат словно бы разным людям. Самые названия их звучат странно в устах калабрийского мятежника и вольнодумца, пленника инквизиции :    “ Монархия Мессии”, “Речи о свободе и счастливом подчинении церковному государству”, “Философское обоснование истины всеобщей религии против антихристианства и макьявеллизма”, “Вспомнят и обратятся к Господу все края земли” и т.д. Их содержание являет противоестественную с первого взгляда смесь дерзко-обновленческих и безнадежно ретроградных суждений.1 Страстный противник испанского владычества, составивший заговор и поплатившийся за это десятилетиями тюрьмы, пишет трактат об испанской монархии и подает королю советы о подчинении Нидерландов, обосновывает права испанской короны на западное полушарие и представляет рекомендации о способах увеличения доходов в вице-королевстве. Создатель коммунистической утопии проповедует идеал всемирной монархии под эгидой папства. Уличенный в ереси узник инквизиции хлопочет об обращении в католицизм всех народов земли, опровергает лютеран и кальвинистов, убеждает учредить конгрегацию “Пропаганда веры” для подготовки ученых миссионеров. Защитник Галилея составляет астрологические трактаты и гороскопы. Обличитель макиавеллизма дает такие советы государям, каким позавидовали бы самые ревностные почитатели флорентийского секретаря. Последователь материалистического учения Телезио сочиняет многотомные богословские труды и вступает в теологические дискуссии. Обвиняемый в безбожии пишет детальное опровержение безбожников - знаменитый “Побежденный атеизм”.

  Может быть, как считают многие исследователи, большая часть этих книг  является “случайными”, “непоследовательными” или же продиктованными необходимостью “изворачиваться”, маскировать свои убеждения в жесточайших тюремных условиях ? Но сам Кампанелла в одном ряду называет “Испанскую монархию” и “Город Солнца”, “Астрологию” и ”Апологию Галилея” , “Богословие” и “О способности вещей к ощущению”, “Метафизику” и “Побежденный атеизм”, добиваясь с одинаковым упорством опубликования каждой из них и не считая нужным отречься ни от одной даже за год до смерти, уже на свободе.

       К счастью, в философии Кампанеллы не удается отделить семь пар чистых идей от семи пар нечистых. В основе многообразного литературного наследия лежит общая система взглядов, и внешние противоречия отдельных книг есть только внутренние противоречия системы.Все свои книги Кампанелла рассматривал как части одного свода наук , “восстановленного фра Томмазо Кампанеллой в соответствии с собственными принципами на основании двух божественных книг - Природы и Писания”.2 Все его метафизические, натурфилософские, астрологические, коммунистические, эсхатологические, социально-критические, католико-апологетические идеи не просто “сочетаются”, а питают друг друга и вырастают из одного умонастроения. Для нас эти идеи несоединимы, т.к. история их потом резко развела и рассортировала, но Кампанелла сопрягал их по законам другого типа культуры и другого интеллектуального контекста. Основа связи натурфилософии, католицизма, утопии и веры Кампанеллы в объединение мира - желание непосредственного и немедленного,тотально-преобразовывающего социального  действия.

 

 П

осле полного провала калабрийского заговора и мучительного процесса Кампанелла должен был пережить “глубочайший кризис” (Л.Фирпо) и проделать “изнурительный анализ” причин практической несостоятельности его реформистского действия. Он не смирился, но неизбежно должен был, как человек политического действия, поставить заново свое мировоззрение. В итоге он пришел к пророческой убежденности в своей “конструктивной миссии в лоне римской церкви” и к объяснению юношеских неудач неправильно понятым призванием. Идеальная организация, способная сплотить людей и осуществить mutatio magna (“великое изменение”) - католическая церковь. Нужно вернуться к ней. По выражению А.Корсано, Кампанелла стремился установить внутреннюю связь между реформаторскими требованиями и институциональной реальностью. Коллизия XVII века между всяким исходящим из абсолютизма универсализмом и всяким секулязированным знанием была понята Кампанеллой как коллизия между божественной синтезирующей Истиной, явленной ему, Кампанелле, и еще не принявшим эту истину, из-за ложных истолкований и извращенного понимания, по заблуждению своему расколотым внешним миром. Поэтому, чтобы восстановить их “подлинный” смысл, он деформирует идеи католицизма, утопии и натурфилософии, добросовестно растолковывает обеим сторонам родственность ”настоящего “ католицизма, надлежащим образом метафизически истолкованного опытного знания и социальных перспектив. В том и в другом, в идейно-политическом радикализме и идейно-политическом мракобесии, Кампанелла доходил до крайности выводов благодаря редкой ясности и последовательности интеллекта и не менее редкому проповедническому фанатизму. В тогдашней Европе едва ли мог найтись кто-либо, кто был бы левее или правее этого доминиканца.

   Только в широчайшей панораме эпохи, где свет и тени смешаны по-барочному причудливо и драматично, и где “контрреформаторский”, мистический дух универсализма часто принимает отнюдь не официальную и не ортодоксальную окраску, может найти себе место и объяснение странный монах из Стило, создавший обновленную метафизическую систему католического синтеза Вселенной и Человека во имя грядущего всемирного братства. В эту эпоху религия, пройдя секуляризацию, оставалась еще, так сказать, естественно-историческим состоянием умов , и во всем мире было в лучшем случае 4-5 человек, которые почти вышли из этого состояния. Наряду с официальными и репрессивными действиями ”воинствующей “ церкви эпохи Контрреформации существовали весьма разнородные стремления к очищению католицизма, которые в своих наиболее радикальных проявлениях (вплоть до Савонаролы)окрашивались в утопически-плебейские тона. То была реакция в широком смысле - на идеи, институты и формы жизни, выдвинутые не только Реформацией, но и Ренессансом, и вместе с тем реакция на крушение ренессансного мышления и гуманистического мифа, на мрачные и разочаровывающие стороны протестантизма, реакция на реакцию папской курии. То были , в частности, надежды ответить на трагический вызов истории и спасти многие ценности Возрождения, вернувшись к углубленному католицизму.

     Кампанелла в известном смысле был прав, когда писал : “ У церкви нет большего защитника, чем я “. Однако такая организация, как католическая церковь, имеющая за плечами долгую эволюцию, догматическая и иерархическая, массовая и харизматическая, не любит непрошеных защитников, принимающих всерьез провозглашаемые ею принципы и пытающихся привести ее в соответствие с ними. Инквизиция держала Кампанеллу полжизни в заточении именно за его католицизм, слишком независимый. Кампанелла после “обращения” стал консерватором и мятежником, деятелем Контрреформации и ее жертвой, богословом и натурфилософом одновременно. После 1606 года Кампанелла не стал тривиальным католиком, но пытался включить социально-утопические проекты, элементы телезианства и борьбу за интеллектуальную свободу в рамки католицизма, согласовав это все с теологией и догматикой. Эта задача стала бесконечным и трагическим противоречием.1

    

   В

 философии Кампанеллы познание мира основано на чувствах, на ощущениях, однако, с другой стороны, вратами для проникновения в тайны мира является самопознание духа, исследование человеком своего существа, представляющего в себе “ малый мир”. Чувства, передавая образы вещей, могут обманывать человека. Чтобы человек не находился в плену у них. ему дан разум, который возвышает его над земным миром. Ни в одной из книг Кампанеллы мы не найдем выражения последовательного атеизма и материализма. По учению Кампанеллы, Вселенная и все ее части одушевлены. Это живое существо, обладающее свойствами всех существ - мощью, мудростью, любовью (potentia, sapientia, amor). Низшие существа, хотя и лишены сознания, но не лишены жизни, ибо из мертвого не может возникнуть живое. Первоисточник бытия - в боге. Однако понятие бога у Кампанеллы отличается от христианского. Бог-все. Природа - “скульптурный образ”, эманация бога. Бог руководит миром, в отношении земных существ его волю осуществляет солнце. Все вещи стремятся не только сохранить свое существование, но и вернуться к своему первоисточнику - богу. Религия есть соединение с богом через познание, волю и любовь.4

   В основе политических взглядов Кампанеллы лежит мысль о преодолении распада общества, к которым приводит частная собственность и разделение человечества на враждующие государства. Главную причину всех бедствий и неустройств современного ему мира, источник главных зол - тирании, софистики, лицемерия - Кампанелла. видел  в эгоизме, то есть в социальном неравенстве, существовании богатства и нищеты. “ Во всем христианском мире,-писал он в “Испанской монархии”,-обнаруживается это заблуждение, что одни  - бедняки, а другие - богачи...И сегодня мы видим, что у одного есть сто тысяч скуди дохода, а у тысячи людей нет и трех скуди на одного”.Богатство и бедность,власть денег приводят к господству в обществе частного интереса, к погоне за наживой, к разрушению нравственности. “Каждый обращает любовь свою на деньги, а из этого произошли мошенничества, и люди часто продают и перепродают свою веру, видя, что деньги пользуются поклонением и им власть над всем, и подчинили корысти науку и религиозные проповеди, и забросили земледелие и ремесла, став рабами денег и богачей”.Господство в обществе неравенства, частного интереса порождает ничем не сдерживаемое себялюбие, индивидуализм.Воплощением этих пороков Кампанелла считает макиавеллизм.”Государство почитает Макиавелли за Евангелие, - писал он папе Павлу V.-Ведь никто не верит ни в Библию, ни в Коран, ни в Евангелие, а верит только в личную пользу.” Человек должен восходить к богу через любовь и единение, а не погрязая в мелких себялюбивых интересах, считает Кампанелла. Против частного интереса и социального неравенства, против тирании государей и раздоров, против основы всех бед - частной собственности направлена вся политическая деятельность Кампанеллы.Только в свете его протеста против частной собственности и порождаемого ей частного интереса можно понять его страстную полемику против макиавеллизма, выступления против церковных расколов и государственных конфликтов, во имя нового социального строя, во имя всего человечества.Эта программа Кампанеллы лежит в основе всех, на первый взгляд разнородных его сочинений.Ею определяется глубокое внутреннее единство “ Города Солнца”, плана государственных преобразований “Испанская монархия”, идеи всемирного единения “Монархии Мессии”. 3

 

   И

дея всемирной теократической монархии, развитая в “Монархии Мессии” и “О царстве божием”, была впервые сформулирована в “Христианской монархии”, написанной задолго до заговора. После провала заговора Кампанелла не отказался от своей мечты. Основу государства он видит в законе природы, выражающем волю бога. которую способна открыть человеческая мудрость и которой должен следовать человек.Конечная цель государственности - соединение всех людей под единой вселенской властью, отражающей единство бога. Утопия всемирной монархии, изложенная им в книгах “Монархия Мессии” и “ О царстве божием”, порождена у него стремлением прекратить братоубийственные войны между народами, голод, эпидемии ,когда одни народы могли бы приходить другим на помощь. Благодаря свободным путешествиям и связям между людьми “приумножатся науки” и установится всеобщее братство. Эта всемирная монархия мыслится Кампанеллой не как деспотическое правление одного сильнейшего государя. Это скорее своего рода союз государств и народов. Во главе его должен стать римский первосвященник. В Риме должен быть учрежден сенат, в который войдут либо главы всех государств, либо их представители. Все государства обязуются повиноваться постановлениям сената. Безусловно, воспрещаются всякие войны, все споры должны решаться путем мирного обсуждения. Если какой-нибудь тиран вздумает нарушить общее согласие, то все остальные государства должны выступить против нарушителя мира. 3 Но осуществление этой цели Кампанелла ждет от реакционнейших сил его времени. Разочаровавшись в народных массах, не поддержавших заговорщиков, он продолжал добиваться осуществления справедливого общественного устройства, надеясь использовать для этого государство и церковь, настойчиво предлагал план глубоких социальных преобразований европейским государям. Мы находим у него идею господства церкви над государством, всемирной монархии папы, не будучи в состоянии найти в окружающей его действительности силу, способную осуществить всемирное единство, он обращается даже к испанской монархии. 4

   Свои надежды на коренные изменения в общественном устройстве, свои планы преобразования человеческого общества, свои мечты об установлении  справедливого, естественного  и разумного строя Кампанелла неизменно связывал с ожиданием космического переворота. “Возвращение к невинному естественному состоянию “ человечества Кампанелла рассматривал как неизбежный результат “естественного круговорота вещей” ,под которым понимал господствующую в космосе объективную закономерность.Непознанная, она именуется “Роком, Судьбой или Случаем”, но , осмысленная людьми, воплощается в “Благоразумии” человеческого поведения , считающегося с обстоятельствами.

   Но если Кампанелла пытался с помощью астролого-эсхатологических представлений обосновать и освятить задуманный им социальный переворот, то сама мысль о назревании необходимости глубоких перемен возникла из современной ему политической действительности. 3 Конец 16 и начало 17 века были для Италии временем глубокого хозяйственного упадка. В течение длительного периода, предшествовавшего этим тяжелым годам, Италия являлась самой передовой в хозяйственном отношении страной Европы. Экономический расцвет, рост торговых связей, возникновение капиталистических отношений создали в Италии значительные кадры мануфактурных рабочих. Но хозяйственное развитие Италии было односторонним, не образовалось внутреннего национального рынка. Разрыв торговых связей, вызванный великими географическими открытиями и установлением турецкого владычества в восточном Средиземноморье, вызвал в Италии тяжелые хозяйственные последствия. Положение плебейских масс, оставшихся практически без работы, и деревенской бедноты было невероятно тяжелым, ни в одной стране не были так развиты нищенство и разбой. 4  “Взгляните на Италию”, - писал Кампанелла в 1635 году в одном из последних своих политических сочинений, обращаясь к французам, - Там... платят налогов больше, чем имеют имущества, каждый платит подушную подать в 20 дукатов, даже если он нищий, только за то, что дышит воздухом... нет и ничтожной вещи, не обложенной налогом, и налоги растут из года в год и из месяца в месяц... Взгляните, найдете ли вы у них золото, серебро, веселость или же медь, мелкую монету, и тяжкий труд, и страдание, и постоянный страх, и жизнь, висящую на волоске! И горе тому, кто осмелится жаловаться!” Поэтому в теории грядущие мировые катаклизмы получили лишь видимость “научного” и теологического оправдания. 2

 

c

  очинение ”Город Солнца” -  наиболее известное и наиболее полное  

 воплощение программы социально-политических преобразований общества,  неразрывно связанное со всей совокупностью философских и политических сочинений Кампанеллы. “Город Солнца” написан в форме диалога моряка-генуэзца, вернувшегося из плавания, и хозяина гостиницы. Но избрав для своего рассказа эту форму , весьма распространенную в античной литературе и в 15-16 веке, Кампанелла не сумел использовать ее должным образом. В сущности мы имеем не диалог, а сплошной рассказ от первого лица, в который вкраплены в угоду литературной традиции часто бессодержательные реплики собеседника, оправдывающие, и то не во всех случаях, необходимость перехода к новой теме рассказа, не внося в него ничего нового. Взятый сам по себе рассказ построен по схеме, обычной для такого рода утопических произведений : путешественник во время своих странствий попадает в невиданную, вновь открытую страну, где и находит осуществление представляющегося ему совершенным общественного порядка. Этот трафарет, выработавшийся еще в Древней Греции (утопии Эвгемера, Ямбула и др.), получил в 16-17 веках большое распространение в связи с новыми географическими открытиями. Стиль рассказа Кампанеллы - сухой, абстрактный, лишенный ярких образов. Его успех и влияние были обусловлены не литературными достоинствами, а сформулированными автором довольно четкими коммунистическими принципами. 4 Кампанелла создал единую утопию справедливого общественного устройства, основанную на ликвидации частной собственности, всемирном объединении человечества в одном государстве, преодолении национальных , государственных, религиозных противоречий. Этому идеалу подчинен не только “Город Солнца”, но и “Монархия Мессии”, “О царстве божием”, “Вспомнят и обратятся...”, “Политические афоризмы”, “Речи о свободе и счастливом подчинении государству”, даже в “Богословии “ цитируется и воспроизводится “Город Солнца”.2

 

  В

сеобщее участие в труде, который из проклятия стал почетным и уважаемым делом - важнейшая черта общественного строя Города Солнца. Солярии “того почитают знатнейшим,кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела”. Самые тяжелые ремесла, например кузнечное или строительное, считаются у них и самыми похвальными.. “Самым гнусным пороком считают они гордость, и надменные поступки подвергаются жесточайшему презрению. Благодаря этому никто не считает для себя унизительным прислуживать за столом или на кухне, ходить за больными и т.п. Всякую службу они называют учением. Поэтому каждый, на какую бы службу ни был он назначен, исполняет ее как самую почетную.”

    Люди ценятся по их трудовым успехам и знаниям. ”Они издеваются над нами за то, что мы называем мастеров неблагородными, а благородными считаем тех, кто не знаком ни с каким мастерством, живет праздно и держит много слуг для своей праздности и распущенности”. Они не мыслят себе жизни вне общественного труда. Даже инвалиды находят занятие по силам. Солярии исключительно усердны и умелы в работе и ни в чем не испытывают недостатка. В результате  “ всего у них изобилие, потому каждый стремится быть первым в работе ,которая и невелика ,и плодотворна”.

  “ Занятия отвлеченными науками и ремеслами являются у них общими как для мужчин, так и для женщин, с одним только различием :наиболее тяжелые ремесла и загородные работы исполняются мужчинами...” 4 Если мы припомним грубые и нелепые оскорбления женщин со стороны святого Иеронима и отцов церкви, и если мы подумаем о том соборе, где серьезно спорили, не следует ли причислять женщину к животным, не имеющим души, и большинством только одного голоса решили, что она имеет таковую, то остается только удивляться тому, что Кампанелла освободился от освященных религией предрассудков своего времени и имел смелость отвести женщине те же права и обязанности, что и мужчине.5

  Благодаря всеобщему участию в труде, рабочий день в Городе Солнца сокращается до 4 часов. Это преимущество Кампанелла особенно подчеркивает в противоположность реальной картине своего времени. “ В Неаполе 70 тысяч душ населения, - пишет он,  - а трудится из них всего каких-нибудь десять-пятнадцать тысяч, истощаясь и погибая от непосильной и непрерывной работы изо дня в день. Да и остальные, пребывая в праздности, пропадая от безделья, скупости, телесных недугов, распутства, ростовщичества и т.д., и множество народа портят и развращают, держа его у себя в кабале и делая соучастниками собственных пороков, чем наносят ущерб общественным повинностям и отправлению общественных обязанностей.” Свободное время солярии проводят “в приятном занятии науками, развитии умственных и телесных способностей, и все это делается радостно. Они не признают никакого иного отдыха, кроме того, во время которого приобретают еще больше знаний, для чего и отправляются в поле заниматься бегом, метанием стрел и копий, распознавать травы и камни и т.д. и учиться земледелию и скотоводству в составе то  одного, то другого отряда.”

 

        

   ”У

 них все общее” - основная программа Кампанеллы состоит в упразднении частной собственности, причины неравенства : ”Община делает человека одновременно богатым и вместе с тем бедным : богатым - потому, что у них есть все, бедным - потому, что у них нет никакой собственности, и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им.” Каждый гражданин получает от общества все, что необходимо для удовлетворения его потребностей, но власти следят за тем, чтобы никто не получил больше, чем ему надо. Все граждане пользуются жильем в зданиях, принадлежащих обществу, причем они обязаны менять помещение каждые 6 месяцев. Питаются граждане в общей столовой. Врачи и хранители одежды обеспечивают людей платьем, плотным или легким, смотря по времени года.Отпадает необходимость каждому тратить силы на домашнее хозяйство.”Предметы домашнего обихода и пища их мало занимают, так как всякий получает все, что ему нужно, а представляют для них интерес лишь тогда, когда это выдается в качестве почетной награды. А героям и героиням раздаются от государства на празднествах во время трапезы обычно либо красивые венки, либо вкусные блюда, либо нарядная одежда”. У государства есть денежный фонд, но он используется исключительно для внешней торговли.6

   Ликвидация частной собственности соединена в “Городе Солнца” с упразднением моногамной семьи.У соляриев “жены общи и в деле услужения и в отношении ложа”. Из существования семьи Кампанелла выводил возникновение частной собственности и социального неравенства.”Собственность образуется у нас и поддерживается тем, что мы имеем каждый свое отдельное жилище и собственных жен и детей “, а “отсюда возникает себялюбие”.Дело здесь не только во влиянии Платона или монастырском воспитании Кампанеллы.Общность жен, согласно его учению, должна быть также служить “научному” (“согласно правилам философии”)государственному контролю за деторождением. Поскольку “производство потомства имеет в виду интересы государства, а интересы частных лиц лишь постольку, поскольку они являются частями государства; и так как частные лица по большей части дурно производят потомство и дурно его воспитывают, на гибель государства, то священная обязанность наблюдать за этим ,как за первой основой государственного благосостояния, вверена заботам должностных лиц, и ручаться за надежность этого может только община, а не частные лица”. Контроль за деторождением осуществляется в Городе Солнца в соответствии с биологическими и астрологическими теориями Кампанеллы. 3“На  деторождение солярии смотрят как на религиозное дело ,направленное на благо государства, а не отдельных лиц, причем необходимо подчиняться властям. И то, что мы считаем для человека естественным иметь собственную жену. дом и детей, дабы знать и воспитывать свое потомство, это они отвергают, говоря, что деторождение служит для сохранения рода, а не отдельной личности”. Опытный врач, которому государство поручило ведать вопросами деторождения. должен, руководствуясь данными науки, так по природным качествам подбирать родителей, чтобы они обеспечивали появление на свет наилучшего потомства. При этом ученых мужей сочетают с женщинами бойкими и красивыми, толстых - с худыми, резких и неистовых - с кроткими, чтобы “уравновесить” эти качества в потомстве. Бесплодные женщины предоставляются в общественное пользование, но не пользуются большим почетом (“чтобы ни одна не предотвращала беременности ради сладострастия”). “Если же кто влюбится в женщину, то влюбленные могут разговаривать, шутить, дарить друг другу венки, подносить стихи, но если может быть опасность для потомства, совокупление не разрешается , если женщина не бесплодна или пока она не забеременеет”. 4 

 

    Т

ем же рациональным принципам подчиняется в Городе Солнца воспитание и обучение детей.Всеобщему невежеству народа в современном ему обществе Кампанелла противопоставляет заботу государства о просвещении. Сразу после вскармливания дети передаются на попечение назначаемых государством воспитателей и воспитательниц, “и тут вместе с другими детьми они занимаются, играючи, азбукой, рассматривают картины,бегают, гуляют и борются, знакомятся по изображениям с историей и языками... На седьмом году они переходят к естественным наукам, а потом к остальным, по усмотрению начальства, и затем к ремеслам. Для выявления наклонностей детей их “водят в мастерскую к сапожникам, пекарям, столярам, живописцам и т.д.”. Изучив естественные и отвлеченные науки, “постоянно усердно занимаясь обсуждением и спорами” , юноши и девушки “получают должности в области тех наук и ремесел,где они преуспевают более всего”. 3 В Городе Солнца все стены расписаны превосходнейшей живописью, в стройной последовательности отображающей все науки.Каждый рисунок снабжен пояснительной надписью в стихах или прозе. Разглядывая настенную живопись, дети получают полное представление о животном и растительном мире Земли, о ремеслах и орудиях труда, о знаменитых ученых, изобретателях и достославных мужах истории. В распоряжении всех в идеальном государстве палестры, бассейны, лекционные залы, библиотеки.

  Труд и физические упражнения сделают людей здоровыми и красивыми.Изменятся даже представления о прекрасном.В Городе Солнца нет некрасивых женщин, так как у них “благодаря их занятиям образуется и здоровый цвет кожи, и тело развивается, и они делаются статными и живыми, а красота почитается у них в стройности, живости и бодрости.Поэтому они подвергли бы смертной казни ту, которая из желания быть красивой начала бы румянить лицо, или стала бы носить обувь на высоких каблуках, чтобы казаться выше ростом, или длиннополое платье, чтобы скрыть свои дубоватые ноги...И они утверждают, что у нас все эти прихоти появились из-за праздности и безделья женщин, отчего портится у них цвет кожи, отчего они бледнеют и теряют гибкость и стройность, и поэтому приходится им краситься, носить высокие каблуки и добиваться красоты не развитием тела, а ленивой изнеженностью, и таким образом вконец разрушать естественное развитие и здоровье не только свое , но и своего потомства”.

    “Живут они по большей части до ста лет, а некоторые и до двухсот.Пищу они употребляют наиболее полезную по данному времени года и вообще по предписанию наблюдающего за этим Главного Врача.”. У соляриев не бывает ни подагры, ни катаров, ни ишиаса, ни коликов, ни венерических болезней - этому способствует их здоровый и активный образ жизни - скорее воспаления или сухие спазмы, часто они подвержены эпилепсии, которую лечат молитвами и укрепляющей мозг пищей. 6  Их врачебное искусство настолько же оригинально, насколько просто : главным образом, ванны из молока и вина, жизнь в деревне, умеренное и постепенно усиливающееся движение, музыка и танцы.Еще раньше, чем обитатели солнечного царства, женщины в Спарте мыли своих новорожденных в вине, чтобы сделать здоровыми и сильными, и Демокрит лечил, как рассказывают, почечные колики и ревматизм звуками флейты.Однако наряду с этим в Городе Солнца глубоко изучается анатомия, что довольно смело для времен Кампанеллы. 5

 

  О

бщность всего имущества, в том числе и личного, выражающая примитивную уравнительную тенденцию крестьянско-плебейского движения средних веков, сочетается в коммунистической утопии Кампанеллы с сохранением разделения умственного и физического труда : в то время как одна часть общества (большинство) занимается физическим трудом, функции организации производства, научного и политического руководства, научное и политическое руководство обществом целиком передана в руки особой группы ученых-жрецов. Наука и религия в Городе Солнца сливаются в единый магический культ. Решение всех вопросов хозяйственной, культурной и даже личной жизни граждан идеального государства принадлежит своеобразной духовной иерархии.

   Во главе общины стоим верховный правитель, он же первосвященник, именуемый “Солнце “ или “Метафизик”, и обозначаемый Кампанеллой с помощью солнечного символа  . Верховный правитель - мудрейший философ и первосвященник одновременно. Он должен  знать историю и нравы всех народов, математику, абстрактные науки, физику, астрологию, а также технические искусства (Кампанелла впервые из мыслителей поднял на такую высоту ручной труд). Таким образом, правитель, “пусть совершенно неопытен в правлении государством , не будет ни жестоким, ни преступным, ни тираном именно потому, что он мудр.” При нем имеются три соправителя -Мощь, Мудрость и Любовь (Пон, Син и Мор), -  ведающие : вопросами войны и мира, военным искусством и ремеслами ; свободными искусствами, науками, учебными заведениями; вопросами контроля за деторождением,воспитанием, медициной, земледелием и скотоводством. Избрание (пожизненное, за исключением тех случаев, когда верховные правители сами сочтут нужным передать свои должности более достойным) высших четырех правителей основано на совершенстве их познаний во всех необходимых науках.

   Это правительство избирает (а по существу, назначает) всех остальных должностных лиц, причем избрание их утверждается малым Советом. 3”Под началом Мощи есть Стратег, Начальник единоборств, Заведующий чеканкой монеты, Казначей, Начальник арсенала, Конюший, Начальник разведки, Начальник конницы, Начальники пехоты и артиллерии, Инженер, Юстициарий. Число подчиненных Мудрости должностных лиц соответствует числу наук : имеются Астролог, Космограф, Геометр, Историограф, Поэт, Логик, Ритор, Грамматик, Медик, Физик, Политик, Моралист. Любви подчиняются Заведующий деторождением, Воспитатель, Медик, Заведующий одеждой, Агроном, Скотовод, Заведующий приручением животных, Главный Кухмистр. У них столько же должностных лиц, сколько мы насчитываем добродетелей : Великодушие, Мужество, Целомудрие, Правосудие, Усердие, Благотворительность, Бодрость, Воздержание... Судьи и низшие должностные лица - учителя и священники.

     Высший правительственный орган - Совет, состоящий из первосвященника, трех помощников и нескольких высших сановников. Он сам себя пополняет, выбирая членов из намеченных народом кандидатов. В Городе Солнца существует народное собрание (Большой Совет), который критикует деятельность правящих, заявляет требования об их смещении, намечает кандидатов на посты. Он собирается каждое новолуние и полнолуние. В нем присутствуют все от двадцати лет и старше, и всем предлагается поодиночке высказаться о том, какие есть в государстве недочеты, какие должностные лица исполняют свои обязанности хорошо, какие - дурно... Должностные лица (кроме высших) сменяются по воле народа...Все по отдельности подсудны старшему начальнику своего мастерства.Таким образом, все главные мастера являются судьями и могут присуждать к изгнанию, бичеванию, выговору, отстранению от общей трапезы, отлучению от церкви и запрещению общаться с женщинами...Тюрем и палачей у них нет...Смертная казнь исполняется только руками народа, который убивает или побивает осужденного камнями, и первые удары наносят обвинитель и свидетели”. 4

 

   П

олитическая власть в Городе Солнца соединяется со священнослужением : первосвященником является Метафизик, священниками - высшие должностные лица.Они ведают богослужением и исповедуют  граждан.При храме существует особая коллегия из 12 жрецов, которые также принадлежат к ученой элите:кроме пения псалмов, “на их обязанности лежит наблюдать звезды, отмечать из движения при помощи астролябии и изучать их силы и воздействие на дела человеческие... Они определяют часы для оплодотворения, для посева, жатвы, сбора винограда, записывают замечательные события и занимаются научными изысканиями”. Характеристика религии соляриев, “закона природы”, близкой к христианству, соединена в “Городе Солнца” с изложением натурфилософских, научно-астрономических и астрологических учений самого Кампанеллы.

   Не только политическая власть связана с религией, но и та и другая связаны с наукой, как ее понимал Кампанелла, - в неразрывном единстве с магией и астрологией. 3 Осознание практической цели знания приобретает в философии Кампанеллы специфику, связанную с историческими особенностями возникновения новой науки в недрах натурфилософии эпохи Возрождения -  форму учения о магии как искусстве практического применения знаний о мире. Кампанелла писал об естественной магии (использовании активных и пассивных сил природы, связанном с физикой и астрологией) и искусственной ( воздействие технических изобретений, но лишь тех, механизм действия которых еще неизвестен широким массам). Таким образом, маг в его понимании - это “философ, который не ограничен созерцанием, но действует, основываясь на знании глубочайшей взаимосвязи мира, вводя вещи приятные и полезные всем, а немногих противящихся убеждая, что они хороши”, а магия должна служить практической деятельности в целях всеобщего преобразования. 2 Солярии добились больших успехов в естествознании, технике, медицине. Они построили машины, облегчающие труд человека, научились предсказывать погоду, создали совершенное оружие. Солярии достигают успехов в земледелии : сообразуясь “ с ветрами и благоприятными звездами”,”пользуясь при этом тайными средствами”, они “ ускоряют всходы, умножают урожай  и предохраняют семена”. 3Веря  в таинственное значение чисел , Кампанелла упоминает в “Городе Солнца “ только кабалистические. Стены города защищают 7 укрепленных валов, 7 светильников в храме ; воспитание детей начинается с 6 лет для науки и искусства и с 12 - для войны, знамя на куполе храма содержит 36 символов, верховный вождь должен быть не  менее 36 лет от роду, (6 и кратные 6 числа у Пифагора - символ всякого благополучия) ; у верховного правителя 3 помощника, обучение наукам идет в форме чтения трехстиший, с 3 лет дети учат азбуку и т.д.4  Впрочем, астрология не вела к фатализму : “естественный круговорот вещей” лишь создает предпосылки для свободного человеческого деяния.Поэтому, не полагаясь на божественную и благоприятное стояние светил, человек должен сам стремиться к преобразованию мира.  “ Солярии неоспоримо доказывают, что человек свободен, и говорят, что если в течение сорокачасовой жесточайшей пытки, какою мучили одного почитаемого ими философа враги, невозможно было добиться от него на допросе ни единого словечка признания в том, чего от него добивались, потому что он решил в душе молчать(здесь Кампанелла вспоминает свою собственную победу над палачами после провала калабрийского заговора), то, следовательно, и звезды, которые воздействуют издалека и мягко, не могут заставить нас поступать против нашего решения!” 4

  Вместе с тем  “магическая” религия соляриев имеет еще важную общественную функцию в утопической программе Кампанеллы. Сохраняя в идеальном государстве религию, Кампанелла исходит из представления о важнейшем значении духовного единства в жизни общества. “Общность душ создается и сохраняется благодаря основанной на науке религии, которая есть душа политики и защита естественного закона”, - писал он в “Политических афоризмах”. Принимая религию как магическую силу, объединяющую общество, Кампанелла пытался разрешить задачу духовной сплоченности своей коммунистической общины. Иной силы, способной воздействовать на массы, калабрийский мятежник не знал.В его теократии воплощен идеал “научно”-магического руководства обществом и одновременно стремление с помощью магии истолковать религиозное обеспечение духовного единства Города Солнца.3

 

   Б

удущее Города Солнца может быть обеспечено лишь в том случае, если Город станет неприступной твердыней, а его жители, как мужчины, так и женщины, будут в любую минуту готовы к отпору врагам. Подобно горе Стило, которую он в речах перед участниками заговора именует горой изобилия и свободы, высится в воображении неаполитанского узника неприступная гора, на которой расположен Город Солнца.Постройки Города составляют семь концентрических кругов, или поясов. Каждый из них тем больше возвышается над остальными, тем ближе к центру. Из одного круга в другой можно попасть по четырем мощеным улицам сквозь ворота, обращенные на четыре стороны света. Город построен с таким расчетом, что если бы неприятелю и удалось взять приступом первый круг, то для взятия второго ему бы пришлось употребить вдвое больше усилий, а для овладения третьим - еще более. Следовательно ,тому, кто задумал взять Город приступом, пришлось бы брать его семь раз. Но невозможно захватить и первый круг: настолько широк земляной вал и так укреплен он бастионами, башнями, бомбардами и рвами.Все несут военную службу. Ежедневно проводятся военные учения. Сами солярии никому не причиняют насилия, но немедленно вступают в бой, если на них нападает неприятель. Благодаря хорошему вооружению, тщательно разработанной тактике и героизму своих воинов они всегда выходят победителями. Все больше и больше распространяется их образ жизни на соседние страны. ”Все имущество покоренных или добровольно сдавшихся городов немедленно переходит в общинное владение. Города получают гарнизон и должностных лиц из соляриев и постепенно приучаются к обычаям Города Солнца, общей их столицы, куда отправляют учиться своих детей, не входя для этого ни в какие расходы”. Город Солнца, процветающий и неприступный, служит примером для всех людей. 6 Все страстно желают такой организации общества, заявляет Кампанелла, все мечтают о таких порядках, как о золотом веке. Если они до сих пор нигде не осуществлены, то причина этому - в злонамеренности государей, подчиняющих государство своему произволу и предпочитающих его высшим велениям разума.

 

    Л

итературные влияния, под которыми сложились социальные идеи   Кампанеллы, не трудно установить. Он был хорошо знаком с классической литературой. Хотя в “Городе Солнца” мы встречаем прямые ссылки только на Сократа и Платона, круг чтения Кампанеллы был значительно шире. Он, несомненно, изучал Аристотеля, читал многих римских прозаиков и поэтов ( не случайно руководства по сельскому хозяйству и животноводству в его государстве носят название “Георгики” и “Буколики”, подобно книгам Вергилия). Не случайно, вероятно, и сходства в географическом расположении с древнегреческой утопией Ямбула, надо думать, известной Кампанелле по Диодору Сицилийскому. Самым сильным было, несомненно, влияние “Государства” Платона, на которого Кампанелла ссылается как на своего предшественника. В части, посвященной брачным отношениям, Кампанелла в основном повторяет идеи Платона, почти ничего не добавляя. Другая часть, сходная с “Государством “ Платона - ведущая роль в идеальном обществе духовной аристократии, но Кампанелла не устанавливает замкнутой правящей касты с особенным распорядком жизни и воспитания. Правящие лица соединяют черты жречества с чертами светского учительства, составляя своеобразную духовную иерархию. Идея “правления мудрых “ была воспринята Кампанеллой потому, что соответствовала его собственным общественным настроениям.

    Вторая группа литературных воздействий, отмечаемых в “ Городе Солнца” - воздействие ранних христианских писателей, так называемых “ отцов церкви”. Мы находим у него упоминание о Клименте, Тертуллиане, Августине и многих других. Он склонен истолковывать не только отцов церкви, но и более поздних средневековых богословов, вплоть до Фомы Аквинского, как защитников принципа общности. 4  Кампанелла ссылается на “общину первых христиан, существовавшую при апостолах, по свидетельству св.Луки и св.Климента”, и на “образ жизни христиан в Александрии, наблюдаемый при св.Марке, как удостоверяют Филон и св. Иероним”, и на “жизнь клириков вплоть до папы Урбана I”, и на “жизнь монахов, которую св.Златоуст считал возможным распространить на все государство”, и на более близкий пример - общины анабаптистов, организовавших в 1534-35 гг. коммуну в Мюнстере. 2 Такое слияние двух традиций, античной и раннехристианской, является типичным почти для всех утопий 16-18 вв., это излюбленные литературные аргументы той эпохи, один из любопытнейший образчиков приспособления для  нужд нового социального спроса идей, выросших на совершенно иной социальной основе. Кампанелла не говорит о классовом строении платоновского идеального общества, о том, что трудящиеся живут вне коммунистической системы, опускает высказывания отцов церкви о практической неприкосновенности собственности. Как это ни покажется странным, в “Городе Солнца “ мы не увидим заметных следов утопии Т.Мора, хотя в других произведениях Кампанелла ссылается на него как на проповедника идеи общности. 4  Это, в общем, и не случайно : если “Утопия” Мора есть произведение государственного деятеля, который знает то общество, которое умно критикует и горько осмеивает, то Кампанелла не знает мира : живя с детства в коммунистической сфере монастыря, он отдается смелому полету метафизической мысли; еще молодым будучи заключен в тюрьму и проведя в тюрьмах в общей сложности 33 года, видит социальное положение людей только через очки своего великодушного и горячего воображения, которое питают сочинения греческих писателей и рассказы путешественников о странных обычаях среди открытых недавно в Азии и Африке племен варваров и диких народностей.Он строит свое идеальное государство, не принимая в расчет никаких препятствий для его осуществления, и предлагает его людям в твердом убеждении, что достаточно только познакомить с ним народы, чтобы оно осуществилось. 5  Больше общих пунктов у утопий Кампанеллы и Дони, достаточно известного в середине 16 века плодовитого флорентийского писателя. Но это сходство следует скорее всего отнести за счет общих социальных предпосылок и влияния Платона на обоих авторов. 4

  

С

  оциально-политической утопии Кампанеллы присущи глубокие внутренние   противоречия. Гневный протест против угнетения сочетается в ней с надеждой  на благодатное вмешательство сверху, общность имущества - с теократией, стремление организовать общество на научной, рациональной основе - с магическими и астрологическими фантазиями. Вера во всемогущество науки приводит в утопии “Город Солнца” к наивному выводу о возможности рационально, “научно”, путем строгой регламентации жизни и быта граждан решить все сложные проблемы человеческого существования. Протестуя против индивидуализма, Кампанелла в “Городе Солнца” последовательно подчиняет человеческую личность государственному контролю и руководству. Отвергая брак, основанный на происхождении и материальных интересах, он забывает об индивидуальной любви и склонности, в описании брачной церемонии нет ничего, что выходило бы за пределы заботы о получении здорового потомства. Обращая огромное внимание на общественный характер воспитания и образования, он вместе с тем всю повседневную жизнь граждан идеального государства регламентирует в соответствии с указаниями “ученых“-жрецов. Солярии не только “работают отрядами”,но и спят и обедают совместно, вся их частная жизнь согласована с предписаниями правительства и велениями звезд. Кампанелла печется о религиозном единстве и определяет смертную казнь за преступления против господствующего религиозного культа.Так в мечте о справедливом и разумном общественном устройстве явственно проступают казарменно-монастырские черты.

   Эти особенности коммунистической утопии Кампанеллы объясняются ее социальной природой.Утопия Кампанеллы явилась выражением плебейской оппозиции бесчеловечным формам классового гнета эпохи первоначального накопления.В ней нашли свое выражение и сила протеста против несправедливости и неравенства, и страстная мечта об ином, совершенном общественном строе, а одновременно слабость и бессилие угнетенных масс.Социальной природой программы Кампанеллы определялась и ее практическая неосуществимость: ни калабрийский заговор, ни попытки провести реформы сверху руками просвещенных государей или с помощью церковной иерархии не увенчались успехом.

    Выдвинутый в “Городе Солнца” идеал общественного устройства, основанного на общественной собственности, общем труде, Томмазо Кампанелла рассматривает как вполне реальную политическую программу, не сомневаясь не только в возможности, но и в необходимости ее как можно скорейшего осуществления. Но нужно было быть таким идеалистом, как Кампанелла, так же не знать действительных отношений окружающего мира, чтобы настолько обманываться , как делал это он, думая, что надо только выдумать коммунистическое государство, чтобы его осуществление тотчас сделалось возможным. 3 В эпоху утверждения национальных государств и экономических стимулов действия он был слишком большим идеалистом - попросту глупцом, который, адресуясь к кардиналу Ришелье : “ Город Солнца, который я изобразил, а тебе надлежит воздвигнуть”, - совершенно не умел оценить ход событий и не видел того, что было ясно самому провинциальному французскому чиновнику, не говоря уже о светлом уме кардинала. Он не желал ничего понимать, потому что, поняв хоть что-нибудь, был бы вынужден отказаться от переделки мира и от самого себя. Избыток трезвой проницательности, учет всех возможностей преград и последствий, взвешивание наилучших путей, рефлексия, вскрывающая, что не всякие изменения что-то меняют и что история норовит вернуться на круги своя - все это, пожалуй, очень неглупо, но мешает действовать. (Между прочим, в масштабах нескольких столетий проницательность Ришелье и “глупость” Кампанеллы довольно относительны - через два века на развалинах абсолютизма, который так долго строил Ришелье, опять вырастет кампанелловская проблематика.)

     К

 

ампанелла сберег ренессансную страсть к новизне, но отринул светскость и античность. Он сберег ренессансный пафос мифа о человеке, но возвысил не личность, а общину и видел смысл существования не в культуре, а в социальности, пронизанной высшими христианскими идеями.Он превратил антидогматизм в оружие утверждения абсолюта. Он искал выход в возврате к средневековой  соборности, и одно это резко отделило его от всех , кто исповедовал монтеневский скептицизм и видел, подобно Гамлету, что живет в эпоху вопросов, но не ответов. Для таких людей он был слишком фанатичен, а его слишком практические интриги и всемирные проекты - несъедобны и химеричны.

    Кампанелла не мог не оказаться совершенно одиноким со своей комбинацией контрреформационных идей, утопического социализма и “новой философии”. В сущности, он чужой всем современникам и всем идейным движениям века, в том числе и тем, которые отстаивал. Он воевал с перипатетиками, “макьявеллистами”, еретиками, его имели основание ненавидеть в Венеции и Нидерландах, Германии и даже в родной Калабрии (после того как он подал советы об увеличении там налогов). Он был “непоследовательным” телезианцем, “непоследовательным” сенсуалистом, не смог переварить коперникианство и т.д. Именно такие люди, как Кампанелла, обозначили собой исчерпанность католицизма в плане его средневековой исторической необходимости, выполнения неких тотальных духовных функций, которые мог выполнять только он. Отныне католицизм, чтобы привлечь к себе мыслителей нового склада, должен будет деформироваться, дробиться на составляющие, участвовать в интеллектуальном компромиссе.

   Коммунистические идеи Кампанеллы сами по себе были антиквированы в XVIII или XIX вв. и ничем для нас уже не актуальны и не поучительны. Что касается идей, ретроградность которых была очевидна уже для некоторых современников, то они тем более способны привлекать к Кампанелле ( или отталкивать от него ) только специалистов по философии 17 века, пишущих друг для друга. В результате, взятое как сумма того и другого, наследие Кампанеллы может спокойно оставаться в историко-философской кунсткамере.

  Тем не менее Кампанелла подлинно велик, и без него история 17 века неполна, потому что история, т.е. самооформление людей, невозможна без утопий. Столкновение их с обстоятельствами дает в итоге нечто третье - не то, что представлялось в утопии, но и не то, что существовало до того - движение истории через диалектику субъекта и обстоятельств. При всей исторической ограниченности коммунистического идеала “Города Солнца” несомненным достоянием последующих столетий оказались прозрения мятежника и пророка о роли науки в жизни человеческого общества, о просвещении народа, о прекращении войн и раздоров, об упразднении частной собственности и эксплуатации, о справедливом и разумном общественном устройстве.1

 

                           Список литературы :

 

1. Баткин Л.М.Итальянское Возрождение : проблемы и люди.М,1995г.

2.Горфункель А.Х. Томмазо Кампанелла. М., “Мысль”, 1969г.

3. Горфункель А.Х.Философия эпохи Возрождения.М.,”Высшая школа”,1980.

4. Кампанелла Т. Город Солнца. Перевод с латинского и комментарии А.Петровского, вступительная статья В.Волгина. М., 1954.

5. Лафаргъ П. Томасъ Кампанелла. Санктъ-Петербургъ, 1898.

6. Штекли А.Э.Кампанелла. (Из серии “Жизнь замечательных людей”). М., “Молодая гвардия”, 1966.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



3

1

2

1

4

3

3

4

3

4

2

4

2

4

5

3

4

3

5

3

4

3

2

3

4

4

3

4

2

4

5

4

3

1

Сайт создан в системе uCoz