Особенности демократического режима

в государствах Западной Европы”.

 

                             План реферата.

 

 

  I. Введение. Современная западная демократия : понятие,

 принципы, политические институты  ........................................................      3

 

 

 II. Демократические режимы отдельных европейских стран.

 

 1. Федеративная Республика Германия.......................................................      8

 

 2. Франция.....................................................................................................      11

 

 3. Великобритания.........................................................................................     15

 

 4. Италия.........................................................................................................     17

 

 

   III. Заключение............................................................................................     20

 

  IY.  Список использованной литературы...................................................     22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      I. Введение . Cовременная западная демократия : понятие , 

                       принципы, политические институты.

 

   Политический режим (управление) является одной из базовых категорий политической науки. В научной литературе в нашей стране и за границей существует большое количество определений политического режима. Так , западный политолог П. Шарон определяет его как “один из компонентов политической системы, охватывающий  способы ее функционирования, конституционно-нравственные принципы и структуры, политические процессы, институциональные нормы и основные ценности, регулирующие работу системы”. М.Дюверже полагает, что политический режим - это определенный государственный строй, тип организации , т.е. партийная система, способ голосования , типы принятия решений, структура властей и групп давления. Ж.-Л. Керлин, профессор парижского института политических наук,        описывает политический режим как “совокупность элементов идеологического , институционального и социального порядка, способствующего формированию политической власти данной страны на определенный период, принципы легитимности , структура институтов, система партий, форма и роль государства”. Энциклопедический словарь “Политология” 1993 года определяет политический режим как “совокупность характерных для определенного типа государств политических отношений, применяемых властями средств и мер , сложившихся отношений государственной власти и общества, господствующая форма идеологии, социальные и классовые взаимоотношения, состав политической культуры”.

 

    Суммируя эти определения , можно сказать, что политический режим - это система управления, отражающая совокупность приемов и методов властвования, т.е. формирования конкретных политических отношений , связанных с проблемой завоевания, удержания и использования политической власти, оказывающей воздействие на все общество. Политическому режиму в жизнедеятельности общества принадлежит весьма важная роль - он отражает интересы различных общностей и  политических сфер, степень политической активности, состояние законности, права и свободы, доступные гражданам государства. Это определяет политический климат в государстве , влияет на внутреннюю и внешнюю политику, на экономическую, социальную и духовную жизнь и  служит своеобразным индикатором личности в данном обществе. ХХ век ознаменовался наличием демократических, тоталитарных , авторитарных и переходных режимов . [1]

 

 

 

 

 

        Демократическую   форму  жизни и управления общества характеризуют  : власть большинства, равенство граждан, разделение властей, представительный характер, выборность и легитимация власти,  верховенство закона и  прав человека.

   

      Правление большинства и уважение прав меньшинства. Демократические процедуры предполагают, что принятие решений осуществляется на основе выявления предпочтений большинства лиц, принимающих решения (ЛПР) . Для решений принципиального, конституционного характера (референдум) или при выборе общенациональных представительных органов и должностных лиц круг ЛПР практически совпадает с основной массой взрослого дееспособного населения. Для остальных решений в зависимости от их характера и существенности для специфических групп граждан, происходит соответствующее сокращение ЛПР. Однако принципиальной особенностью демократического режима является не только принятие решений большинством ЛПР (что, как отмечал еще Аристотель, присуще любому режиму) , но и возможность для тех граждан и  политических организаций, которые оказались в ходе того или иного голосования в меньшинстве, продолжать отстаивать свои интересы и предпочтения в рамках демократической делиберации, без опасности подвергнуться каким-либо репрессиям или дискриминациям. Чем надежнее защищены права меньшинства, тем эффективнее оказывается правление большинства, а сама демократия - более полнокровной и устойчивой.

 

    Политическое и правовое равенство граждан. Этот принцип предполагает не столько отсутствие каких-либо политических привилегий или ограничений, выходящих за частные рамки (сословные, профессиональные, этнические, конфессиональные, расовые, территориальные , культурные, лингвистические, партийные  и т.д.) , но фактическое установление общегражданских стандартов политического использования т.н. прав человека. Любые ограничения на политическую деятельность могут быть введены лишь на основе закона и лишь для весьма специфических категорий людей (душевнобольных, осужденных пор суду преступников, цензовые лимитации).

 

     Легитимация власти  предполагает, что демократическая система в целом и вкрапленные в нее “аристократические” (представительные органы , правительство) и “монархические” (президент) элементы подвергаются проверке и критике с помощью демократической делиберации, а также формальных процедур (референдумов, выборов, отзывов и т.п.) Общенациональные выборы становятся симуляцией политического кризиса, осуществляемого в строгих конституционных рамках и в соответствии с законом.

 

  Представительный характер власти логически вытекает из принципа легитимации - граждане делегируют свои властные полномочия выбранному ими в процессе выборов законодательной власти и высших должностных лиц государства лицу, которое и осуществляет эти полномочия от имени избирателей. В каждом обществе функционируют представительские институты, включая парламентские, региональные, областные , провинциальные, местные органы самоуправления. Они содержат аспект государственной власти, представительства и одновременно являютя местом сотрудничества и борьбы тех или иных политических партий и группировок, содержат и некоторый аспект организации масс ( в ходе предвыборных кампаний и отчетов депутатов о работе).Представительные органы и коллегиально действующие должностные лица функционируют вполне автономно в рамках, определенных конституцией. Демос связывает их только процедурами выборов, внесения наказов и получения отчетов о деятельности, а в отдельных наиболее жестких системах - также и правом отзыва представителей. Этот принцип фактически исключает прямое участие в принятии государственных решений и соответственно стимулирует появление и развитие иных форм политического участия (создание и развитие политических партий, общественных, профессиональных , религиозных и иных объединений, составляющих инфраструктуру гражданского общества).[2]

 

      Выборность властей является формой реализации принципа представительства. Ее закрепляет всеобщее избирательное право, свободные , тайные и регулярные выборы, образование политических партий для конкурентной избирательной борьбы. Это создает возможность реального выбора между политическими, экономическим и социальными альтернативами и , следовательно, определение основательности претензий конкурирующих политических групп и организаций.

 

    Плюрализм и свобода политической деятельности предполагают, что могут свободно разрабатываться и пропагандироваться любые политические взгляды и концепции, что граждане могут создавать любые ассоциации, преследующие политические цели. Какие-либо ограничения в этой области вводятся лишь на основе закона и относятся только к такой деятельности, которая создает угрозу безопасности граждан или допускают насильственные действия, в т.ч. нацеленные на изменение существующих порядков.[3]

      Чтобы несколько подробнее охарактеризовать проявление этого принципа демократии в современной Западной Европе, следует помнить, что все ее государства являются государствами партий - это значит, что они не только выражают в себе политические интересы и воздействуют на политику дискуссионно, но и определяют через своих представителей правительственный курс. Члены партийно-политической системы, как правило, подразделяются на четко очерченные компоненты в пределах традиционно сложившихся направлений. Партии и движения классифицируются по идеологической определенности ( коммунистические, социал-демократические, либеральные , христианско-демократические, конституционные, правовые, экологические, этнорегиональные), традиционно также разделение на “правые” и “левые”.

     Крайне левый фланг - внепарламентские группировки с эклектическими смешанными идейными установками, заимствованными в основном из прошлых времен и “натянутыми” на современную действительность . Идейными источниками для таких партий могут служить анархизм, марксизм, синдикализм, противопоставление “мирового города “ и “ мировой деревни”, различных регионов друг другу, Запада и остального мира. Зачастую они не признают такой основополагающей константы западных демократий, как представительская власть и переходят к нелегальным методам воздействия. Также во многих странах запада в политическую борьбу вступают ( признавая, хотя бы относительно,  “правила игры” демократического общества) ,  коммунистические партии, и часто добиваются успеха .Социал-демократы находятся у власти во многих западноевропейских странах , их электорат - прежде всего лица наемного труда . Но несмотря на весьма заметное присутствие в политической жизни Западной Европы , социал-демократы вынуждены были в ряде стран уступить свои позиции партиям центра и правого фланга. Немаловажную роль в подрыве позиций социал-демократов сыграли экономические причины, не позволяющие осуществлять предлагаемые ими  социальные программы в полном объеме.

          Основная опора правых политических сил - средний класс , который на Западе являет собой класс большинства и создает политические институты, гарантирующие экономический рост и социальный мир. Либералы, христианские демократы, консерваторы занимают позиции от центра до умеренно правого фланга. Христианские демократы в Европе и в мире, имея глубокие исторические и идеологические корни, в западной политической культуре сформировались как одна из главных политических сил практически лишь по окончании второй мировой войны, прежде всего в странах , переживших опыт тоталитаризма ( Италия, ФРГ, Австрия ). Западные христианские демократы, дистанцируясь от либералов и консерваторов, всегда старались занять как бы среднее положение в партийно-политических системах своих стран, однако жизнь чаще всего “сдвигает” их вправо. В основе идеи консерватизма лежит представление об обществе как о живом организме, части которого находятся в тесной зависимости друг от друга. Апофеозом консерватизма стала деятельность консервативной партии Великобритании в период правления Маргарет Тэтчер. Получило отражение в деятельности христианских демократов, левых правительств Миттерана, Гонсалеса . к сфере государственного вмешательства. Правым партиям удалось быстрее и лучше приспособиться к растущей скорости общественного развития, (процессам интеграции, НТР, ТНК), создать сравнительно динамичную систему политических институтов, включающую и партии, способные относительно быстро адаптироваться к возникающим, в т.ч. и неожиданным ситуациям. Эта модель оказалась мягкой и подвижной, включающей весьма гибкие формы взаимоотношений между партиями, избирателями, государством и общественными структурами, что , в частности, позволяет правящим партиям не отвечать за конъюктурные просчеты политической власти. [4]

 

        Рассматривая далее особенности демократических режимов стран Западной Европы, необходимо, во-первых, определить установленные конституцией данной страны государственный строй и форму правления, во-вторых, попытаться рассмотреть структуру законодательной и исполнительной власти,  главным образом - отношения между ними, и наконец, кратко охарактеризовать основные политические партии и движения, определяющие расстановку политических сил в стране и сложившуюся в данном обществе ситуацию в борьбе за власть, чтобы выявить на конкретных примерах отражение в политическом режиме общемировых и общеевропейских демократических традиций, а также конкретные особенности политического режима в данной стране. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            II . Демократические режимы отдельных

                         западноевропейских стран.

 

     1. Федеративная Республика Германия. 

 

    Особенности политического режима в Федеративной Республике Германии определяются сложившимися традициями мышления и политической культуры в стране, для которых, с одной стороны,  характерна высокая законопослушность и дисциплинированность, этатизм, развившийся в абсолютизм и утверждающий сильную власть в государстве как воплощение общественного блага, неприятие конфликтов даже в качестве средства продуктивного формирования общества, а с другой стороны - сформировавшееся у населения мнение о политике не как о потенциальном деле всего народа, а как об обязанности группы людей, которым надлежит ведать этим делом, для массового идеалистического сознания к тому же не слишком чистым.  С другой стороны, необходимо учесть тяжелый, но надлежащим образом осмысленный негативный опыт тоталитаризма и стремление законодателей не допустить ни повторения фашистской диктатуры, ни появления неустойчивых правительств времен веймарской республики. Наконец, в 1990 году, как известно, была проведена интеграция ГДР в состав ФРГ, и хотя в результате этого  ГДР исчезла как юридический и международно-правовой субъект и вошла в территорию действия основного закона ФРГ, объединение не могло не внести коррективы в соотношение политических сил. Основной закон 1949 г. учредил в ФРГ строй парламентарной республики, в которой система органов государственной власти базируется на принципе разделения властей. Отличительной чертой для Конституции Германии стало провозглашение концепции правового государства, что было одним из первых в Европе.

 

      Средством стабильности исполнительной власти учредители Конституции избрали особый статус главы Правительства - Канцлера. В отношении политического режима Германии можно сказать , что он представляет собой “ канцлерскую демократию” - политический центр демократии строится вокруг главы правительства - федерального канцлера. Он получает власть непосредственно от Бундестага, будучи избранным без прений,  формально -  по представлению федерального президента. Фактически при нормальной процедуре федеральный президент может сделать выбор только между двумя политическим деятелями, представленными обоими крупнейшими партиями. Конституционно-правовая база властного положения федерального канцлера однозначно заключается в его директивной компетенции . Однако при формировании правительства он вынужден считаться с многообразными притязаниями фракций и союзов, интересов   - должен определить, сколько министерских постов отдать  главной фракции и сколько - второстепенной , распределить ведомства между министрами , соблюдая конфессиональное и региональное распределение. Выработано практикой, что все члены кабинета подбираются из депутатов бундестага. Структура федерального правительства имеет 3 принципа : канцлерства, ведомства и коллегиальности. Федеральный президент занимает положение , приблизительно сходное с положением монарха в современной Великобритании. Он избирается не народными выборами, а федеральным собранием, состоящим из более 1200 членов, и находится фактически вне партийно-политической борьбы, осуществляя волю государственных органов. Его решения связаны визой федерального канцлера или соответствующего министра.[5]

 

           Законодательная власть в ФРГ вверена двухпалатному парламенту. Палаты - Бундестаг и Бундесрат - не имеют равного статуса как в порядке их формирования и объема полномочий. Бундесрат включает членов правительства земель, причем каждая земля располагает числом мест от трех до шести в зависимости от численности проживающего в них населения, это усиливает эффективность этой палаты вследствие административного опыта ее членов. Нижняя палата - Бундестаг избирается на 4 года путем прямых выборов ( половина членов в округах - по мажоритарной системе относительного большинства, половина - по партийным спискам, выдвигаемым в каждой земле, по пропорциональной системе с последующим учетом распределения мест, полученных по мажоритарной системе.[6] Назначение германского парламента выражает дуализм между правительством и парламентским представительством  -  как орган представительства и вместе  с тем центр формирования законодательства парламент должен осуществлять функции, отличные  от функций исполнительной власти. Деятельность его в большей степени осуществляется  путем участия в законодательстве,  чем при помощи обычных парламентских средств - интерпелляций и политических дебатов. Поэтому бундестаг - парламент слабый , если рассматривать его как политическую административную силу формирования государственной воли, правительственная организация и одновременно сильный - как законодательный орган, призванный сохранить известную автономию правительству и осуществляющий законодательную функцию более или менее независимо от исполнительной власти. Он не является независимым от главы правительства, часто не выступает даже первым адресатом правительственной информации,  но не подчиняется так сильно правительству,  как английский парламент. Однако , по мнению компетентных немецких авторов, основная проблема парламента Германии - в расхождении между его реальными функциями и возможностями и теми представлениями, которые сложились о них народа и которые сами члены парламента, пренебрегая общественной стороной своей деятельности, не способны пока опровергнуть. “ У гражданина отсутствует чувство, что через органы представительной демократии он сам косвенно участвует в управлении государствам. Легитимность парламента держится практически только на согласии с функционированием системы и удовлетворенностью положением сегодняшнего дня. “

    Важной особенностью германской демократии в области политических движений и партий является то, что положения , организационные принципы  и задачи политических партий урегулированы законодательно - статьей 21 Основного закона и Законом о партиях от 24 июля 1967 г. Творцы конституции хотели создать возможность запрещения тех политических партий, которые направляют свою активность на подрыв демократического строя. Легитимность партий в качестве органов формирования политической воли предопределяет стабильность партийной системы.

         Главные политические силы страны составляют ХДС (  Христианско-демократический союз, и ХСС - его самостоятельное ответвление в Баварии ) и СДПГ ( Социал-демократическая партия Германии). ХДС - объединение важнейших устоявшихся групп, земельных союзов и политиков всех уровней на основе идеи объединения христиан обеих конфессий. ХДС настолько сильно доминирует в правлении ФРГ, что можно было бы говорить о гиперстабильности, если бы СДПГ не возглавляла правительства из 16 земель. СДПГ - восстановленная после войны партия , к руководству которой пришли социал-демократические политики, является самой крупной и самой строго организованной, но достаточно малоподвижной, с трудом отступающей от традиций партийной работы, когда решающую роль в продвижении играли не личные инициативы, а стаж деятельности внутри партии.

  СвДП ( свободная демократическая партия) - либеральное объединение довольно пестрой ориентации, обычно претендующая на роль “третьей силы”, но положение ее довольно нестабильно из-за необходимости постоянно думать о своем политическом выживании между двумя “сильнейшими” . Праворадикальные партии представлены НДП (Национальной демократической партией) и партией республиканцев, строящей свой политический капитал в основном на чувстве ненависти к иностранцам  и недовольства утвердившейся партийной системой,  быстро утрачивающими свое значение. Среди леворадикальных партий выделяется ПДС , которая вышла из недр ортодоксально-коммунистической Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) и так и не стала партией социально-демократического типа, а скорее леворадикальной и левопопулистской , пропагандирующей требование незамедлительной и радикальной смены существующего строя путем “мирной революции” - ломки существующих отношений собственности и политических институтов, введение института “советов” и обобществление на всех уровнях. После объединения Германии в 1990 г. Партия демократического социализма  прочно заняла свое место в бундестаге в качестве “пятой” партии, но не всегерманской , а региональной, выражающей интересы населения бывшей ГДР. Также левый фланг представлен троцкистами, догматически мыслящими коммунистическими группировками (“Рабочий союз за восстановление КПГ”, Марксистско-ленинская партия Германии, ГКП, Объединенной социалистической партией и т.н. экологическими левыми, отколовшимися от “Зеленых” в 1991 г. , анархиствующими “автономистами”.Пока идет болезненный и трудный процесс интегрирования восточных земель в ФРГ, у партии будет шанс на политическое выживание, ибо ее питательной почвой служит недовольство восточных немцев  своим социально-экономическим положением. Определенный потенциал выражен так называемыми гражданскими инициативами ( это объединения граждан с целью добиться реализации определенного общественного интереса), среди которых наиболее жизнеспособным оказалось экологическое движение, превратившееся со временем в партию социал-демократического толка с ориентацией на социальные и экологические идеи.[7]

 После объединения, с одной стороны, Германия в основном сохранила западногерманскую партийную систему, с другой - усилилась тенденция к дестабилизации этой системы. Восточный блок партий ХДС и ДКП (Демократическая крестьянская партия) объединились с западногерманской ХДС , то же произошло с западным и восточным блоком СДПГ. Либерально-демократическая партия ГДР и восточная НДП ( Национальная демократическая партия)  объединились со СвДП. Только ПДС ( преемник СЕПГ) осталась чисто восточной и сменила только статус  - стала территориальной . [8]

    Решающим фактором демократической стабильности Германии служит то, что огромное большинство ее населения однозначно позитивно выражают свое доверие к ее политической системе, и это в немалой степени обусловлено тем, что уже давно по своему экономическому уровню Германия занимает ведущее положение среди стран Западной Европы. И хотя эйфория от объединения Германии уже успела смениться осознанием сложности и проблематичности интеграции двух  разных по хозяйственному развитию и политической системе стран, можно уже сказать, что германская демократия сохранилась  “выдержала испытание объединением”.

 

 

 

    2. Франция.

 

   Еще с Великой Французской революции 1789 года Франция служила некоей лабораторией политических процессов для всех демократий мира и Европы. В государственной жизни Франции рождались и опробовались многие политические новинки и механизмы. Политический режим современной Франции определяется Конституцией 1958 года, положившей начало т.н. Пятой республике,  основанной Шарлем де Голлем . И хотя после де Голля возникали сомнения в жизнеспособности республики, сформированной специально под харизматического лидера такого масштаба, как он, последующие три с половиной десятилетия она просуществовала без принципиальных изменений : к  власти приходили сначала представители правых политических партий, затем лидер социалистической партии Ф.Миттеран, а система Пятой республики продолжала исправно функционировать. Основной закон установил республиканскую форму правления , имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же) и парламентской республики ( правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента). Республиканская форма правления не может быть поколеблена, поскольку “не может быть предметом пересмотра” (ст.89) В качестве составных частей демократического режима Конституция указывает всеобщее голосование, прямое или косвенное, но всегда равное и тайное (ст.3), возможность существования политических партий и группировок (ст.4).[9]

 

    В политической системе Пятой республики роль президента несравнима ни с какой другой.  С момента своего избрания он становится над всеми - над партиями, над парламентом, над местными органами власти. Положить конец его  правлению может либо его смерть, либо добровольный уход в отставку. Появление в парламенте большинства с иной платформой, чем та, на которой был избран президент, никаких последствий для него лично не влечет : он обязан выбрать премьер-министра из этой партии, однако имеет право распустить Национальное собрание и назначить новые парламентские выборы. Президент председательствует на заседаниях Совета министров, от него зависит назначение на государственные должности, он подписывает или возвращает парламенту законы. Ряд статей конституции и последующая практика создали “зарезервированную область” , которая находится под прямым патронажем президента - в первую очередь входят внешняя и военная политика, правда некоторые его решения по наиболее важным вопросам в этих областях не освобождены от контрассигнатуры премьер-министра и министра обороны , но на практике многие из них принимаются президентом единолично. Согласно статье 5 Конституции, президент Республики следит за соблюдением Конституции, обеспечивает нормальное функционирование публичных властей, является гарантом национальной независимости, территориальной целостности и соблюдения международных договоров. Как следствие этой статьи, появился декрет от 14 января 1964 г. , в котором за президентом устанавливалось право принятия решения об использовании ядерного оружия. Кроме того, он ведет переговоры о заключении договоров и ратифицирует их, назначает премьер-министра. а по предложению последнего назначает и отстраняет от должности членов правительства. Конституцией предусмотрено право президента передать на референдум любой законопроект, касающийся организации государственной власти или имеющий целью разрешить ратификацию какого-либо договора. Президент может обращаться к обеим палатам парламента посредством посланий, которые зачитываются от его имени и не могут сопровождаться никакими дебатами. В течение долгих лет парламентарии должны были заслушивать эти послания стоя, и подобная практика, напоминавшая протокол Версаля. была отменена только с приходом в Елисейский дворец В. Жискар д’ Эстена. Исходя из вышеперечисленных статей, складывается впечатление, что прерогативы президента практически ничем не ограничены.  Однако подобное положение возможно только тогда, когда президент располагает как бы двойным мандатом доверия - и сам лично, и его политическая партия, сторонники которого являются членами правительства и составляют большинство парламента.

      Текст статьи 16 гласит : “Когда институты Республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой и нормальное функционирование конституционных государственных властей прекращено, президент Республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами после официальных консультаций с премьер-министром, председателями палат парламента, а также с конституционным советом”. При этом президент лишь запрашивает их мнение и может не посчитаться  с ним, если оно будет отрицательным. Подобная формулировка предоставляет ему практически неограниченные права и возможности - он легально становится верховным правителем, принимая лично все меры, необходимые для преодоления кризиса. Однако при подготовке текста конституции данная статья предназначена никак не для регулирования политических конфликтов между большинством Национального собрания и президентом, а для таких ситуациях , как внешняя агрессия, атомное нападение, гражданская война и ее угроза. Не следует забывать и о том, что если Национальное собрание не увидит достаточных причин для объявления чрезвычайного положения, то обе палаты парламента могут принять решение, что использование статьи 19  в данном случае является нарушением конституции и государственной изменой, после чего президенту выносится обвинение и его судит Верховный суд, избранный из числа парламентариев.[10]

 

     Парламент состоит из Национального собрания ( избирается прямым голосованием) и Сената                    (обеспечивает представительство территориальных коллективов Республики и избирается косвенным голосованием). Парламент принимает законы, разрешает объявление войны, любой законопроект последовательно рассматривается в обеих палатах Парламента .  Процесс концентрации политической власти в руках исполнительных органов привел к изменению статуса парламента, потерявшего значительную часть своей законодательной компетенции. Правительственной власти предоставлены широкие возможности ( включая юридические) для воздействия на парламент, а в некоторых случаях для действий и “через голову “ парламента ( например, при проведении референдумов на основании статьи II Конституции.

     С конституционной точки зрения самым серьезным испытанием стали 2 периода “сосуществования” ( 1986 и 1993-94 гг.) , когда после парламентских выборов складывалась ситуация , при которой, с одной стороны, президент, а с другой - парламентское большинство и сформированное им правительство относились к различным политическим лагерям. В таких условиях происходило принципиальное изменение соотношения реальной власти в системе президент-правительство-парламент, значение парламента возрастало , а фактическая власть президента существенно сокращалась. Когда обстановка складывается иначе , то в рамках той же конституции соотношение реальной власти в стране существенно меняется в пользу правительства и стоящего за ним парламента. Впервые такая ситуация возникла при президенте социалисте Ф.Миттеране в 1986 г. Тогда в результате парламентских выборов к власти пришло правое правительство под руководством Ж. Ширака. Такое положение в первый раз породило бурный всплеск внутриполитической борьбы, правое правительство не только начало активную конфронтацию с президентом в экономической и социальной областях , но и вмешалось в “зарезервированную президентом сферу внешней политики и обороны. Однако политика активной конфронтации правительства Ширака с президентом затруднила работу государственной машины и не принесла правым партиям особых политических дивидендов. На объявленных Миттераном в 1987 году досрочных выборах в парламент победу одержали социалисты, и снова восстановился характерный для 5 Республики статус-кво. Надо отметить , что во Франции роспуск парламента может пойти на пользу президентской администрации только в том случае, если на повторных выборах президентская партия одержит победу, поскольку подобная практика в течение одного года невозможна, поэтому в этот период Национальное собрание становится значительно сильнее и его оппозиция президенту может принять совершенно иные формы. Кроме того, правительство и парламент располагают легальными возможностями для существенной корректировки курса президента во всех областях. Риск оправдался - большинство в парламенте вновь получила социалистическая партия. Совершенно иная политическая ситуация сложилась после парламентских выборов 1993 года. Поражение социалистов оказалось настолько ошеломляющим. что стало совершенно понятно - никакие досрочные выборы в ближайшие годы не принесут иного результата. В таких условиях левый и правый политический лагерь определенным образом изменили свою тактику. Как парламентарии , так и президентское окружение начали проводить политику, направленную на достижение компромисса в данной области, правые партии решили не вступать в новый период конфронтации, а президентское меньшинство не пошло на роспуск Национального собрания.[11]

      Основной закон 1958 г. - первая французская Конституция, закрепившая существование политических партий. “ Политические партии и группировки содействуют выражению мнений голосованием. Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны уважать принципы национального суверенитета и демократии” (ст.4)  Однако специального закона о них в последующие десятилетия не было принято, и они действуют на основе закона об ассоциациях 1901 г. [12]В отличие от других стран Западной Европы, где на протяжении послевоенных лет правые силы доминировали, правые партии Франции  были вынуждены неоднократно перестраиваться, менять ориентацию, программу и даже название. Сейчас правые партии представлены блоком ОПР            ( Объединение в поддержку республики, неоголлистская партия, созданная “под себя” Ж. Шираком) и СФД ( Союз за французскую демократию - избирательное объединение , созданное тоже “под себя” В. Жискар д’Эстеном и предназначенное играть роль правого центра. Некоторые из входящих в него партий до сих пор именуются центристскими, но в целом они быстро растворились в понятии “правые”) . Небывалая победа на выборах 1993 года привела к многократному преимуществу правых партий над оппозицией, и это не пошло им на пользу . Среди ультраправых скандальному Ле Пену с его Национальным фронтом , стоящим на позициях полного неприятия иммигрантов, добавилось движение , организованное виконтом Ф. де Вилье, чуть менее расистское, но столь же националистическое. Главная сила левого лагеря - социалистическая партия на законодательных выборах 1993 г. потерпела сокрушительное поражение ,  в тяжелом положении оказался и традиционный союзник социалистов - Движение левых радикалов. Компартия, крайне ослабевшая за годы лидерства Ж.Марше, вряд ли может  рассчитывать  на серьезную долю избирателей. Зеленые , расколотые на 3 организации, так и не сумели стать сколько-нибудь заметной политической силой. Троцкистская “Рабочая борьба” давно стабилизировалась на уровне 4 % электората.[13]

     Таким образом, с одной стороны, президент обладает во Франции огромными полномочиями, с другой - его деятельность жестко регламентирована правилами конституции, за отступление от которой можно понести суровое наказание. 5 Республика, как показало время, оказалась достаточно гибкой и самообучающейся системой. Немаловажным представляется и тот факт, что в периоды наиболее активной внутриполитической борьбы продолжали оставаться под постоянным контролем и сфера национальной безопасности, и в первую очередь военная политика страны.

 

 

        3. Великобритания.

 

   Исторические особенности развития государства обусловили нестандартный характер британской Конституции, сформировавшейся под воздействием постоянной борьбы между различными политическими силами.  Великобритания , во-первых, не знает единовременно созданного акта, действующего в качестве Конституции, а во-вторых, ее основной закон слагается из 2 частей - писаной ( она носит фрагментарный характер и содержит  принятые в различные годы и даже эпохи акты парламента) и неписаной ( конституционные соглашения , нигде юридически не зафиксированные, но регулирующие , как правило, важнейшие вопросы государственной жизни, т.е. система обычного права). Многие нормы, институты, органы, созданные иногда несколько веков назад, официально продолжают действовать , не будучи отмененными.

 

     Монархия - старейший политический институт Великобритании. Будучи конституционной монархией, Великобритания формально управляется монархом с весьма обширными юридическими полномочиями.  С теоретической точки зрения монарх является главой исполнительной  и судебной , а также составной частью законодательной власти, командующим вооруженными силами и светским главой англиканской церкви. На практике в результате длительной эволюции под воздействием политической борьбы огромная власть монарха была сильно ограничена, и сейчас своими прерогативами монарх обладает лишь номинально, фактически полномочия монарха осуществляются Правительством, и случаи , когда монархи вмешивались в принятие решений, весьма и весьма немногочисленны. Негативные последствия сохранения монархии достаточно очевидны и признаются даже английскими авторами - прямое вторжение в политическую жизнь при выборе Премьер-министра , когда в Палате общин отсутствует большинство у какой-нибудь партии, косвенное воздействие монархии как олицетворение консервативности, отсутствия прогресса, нежелание менять многовековые традиции. Выгоды от сохранения монархии являются для правящих кругов большими, чем недостатки - это идеологическое оружие воздействия на население, а при социальных потрясениях в стране возможно реальное применение королевских прерогатив . Наследственный король или королева - глава государства , и в этом качестве они персонифицируют государство .

 

       Фактически же страной управляет Правительство, а точнее - Премьер-министр. Правительство Великобритании имеет пестрый состав : во главе его находится Премьер-министр, формально назначаемый монархом, а фактически им всегда становится лидер политической партии, получившей на выборах большинство мест в Палате общин. Занимая исключительное место в системе государственных органов, Премьер-министр обладает огромной компетенцией, позволяющей ему влиять на все стороны политической жизни страны. Премьер-министр , являющийся одновременно Первым лордом казначейства и министром по делам гражданской службы, располагает обширными полномочиями по назначению высших должностных лиц в государстве, подбирает членов кабинета и министров, которые утверждаются монархом в соответствии с его характеристиками, дает рекомендации, а фактически самостоятельно формирует высший состав англиканской церкви, выдвигает высших судебных лиц, высших чиновников гражданской администрации . Практически только Правительство обладает законодательной инициативой, и ни один законопроект не может быть принят, если он не пользуется правительственной поддержкой. В отличие от других европейских стран в Великобритании существует особое понятие Правительства , оно охватывает 2 органа : само Правительство, включающее всех министров, в таком составе никогда не собирающихся вместе, и Кабинет, в который входит около 20 членов Правительства, как связанных с процессом управления отдельными отраслями народного хозяйства, так и не имеющих к этому отношения ( традиционные должности - лорд-председатель совета, канцлер герцогства Ланкастерского, лорд-хранитель печати, министры без портфеля, которые могут иметь обязанности в какой-либо отрасли управления или выполнять специальные поручения Премьер-министра).

 

     Законодательная власть согласно британской Конституции принадлежит парламенту, состоящему из монарха, Палаты лордов и Палаты общин. Родоначальник всех парламентов - британский парламент в целом и Палата общин как важнейшая его часть утратили свою прежнюю независимость в решении государственных дел, большинство его полномочий осуществляется под руководством Кабинета министров через механизм партийного контроля. Верхняя палата парламента  - один из наиболее ярких пережитков средневековья, фактически выполняет роль тормоза в отношении законопроектов, принятых Палатой общин. Однако, если в 1945 г. Палата лордов казалась лишенной вообще всякой полезности и полномочий, то 40 лет спустя она стала наиболее активной верхней палатой в мире, увеличилось число ее заседаний и их продолжительность. Активность Палаты резко усилилась после принятия Акта о пожизненном пэрстве - премьер-министр получил фактическое право назначать в Палату пожизненных пэров, получивших право участвовать  в работе и голосовать наравне с наследственными пэрами. Принимаемое в широких масштабах делегированное законодательство, почти не подверженное парламентскому контролю, бессилие парламента в финансовой и бюджетной сфере, как и в сфере контроля за деятельностью правительства - все это говорит об упадке британского парламента.

 

     Расстановку сил среди политических организаций Великобритании определяют в основном 2 партии - консервативная и лейбористская.     Господство двухпартийной системы  приводит к тому, что лишь одна из двух партий - консервативная или лейбористская - обладает большинством мест в Палате общин. Правительство, контролирующее это большинство, фактически осуществляет полномочия парламента.  В 1993 г. из 1205 лордов, имевших право голосовать , 477 лордов (40%) причисляли себя к консерваторам, 111 - к лейбористам, 272 считали себя  беспартийными и 59 были либерал-демократами.[14]

       

4. Италия.

 

    После Второй мировой войны , когда Италия, пережив фашистскую диктатуру,  стала республикой, конституция ее стала одной из наиболее демократических в современном мире. Она закрепила обширный круг прав и свобод, провозгласила народный суверенитет, объявила антифашизм в качестве официальной политики государства. В качестве формы правления была учреждена парламентарная республика в весьма приближенном к классической подели варианту. Демократизм Конституции проявился также во включении в государственную систему институтов народной инициативы и референдума, в создании Национального совета экономики и труда, в отмене специальных трибуналов. Однако демократические положения Основного закона были реализованы не сразу, некоторые важные нормы не проводились в жизнь в течение многих лет, а некоторые не осуществлены до сих пор( например, регламентация многих прав и свобод). Система органов государственной власти  строится на основе традиционного принципа разделения властей. Законодательная власть вверена двухпалатному парламенту, исполнительная имеет двойственную структуру - включает Президента республики и правительство - совет министров.

 

     Итальянский парламент состоит из Палаты депутатов и Сената, обладающих практически равным статусом, настолько равным, что в законодательстве  нет даже каких-либо способов разрешения разногласий между ними. Обе палаты могут быть распущены либо одновременно, либо каждая в отдельности. Обычно присущая двухпалатным парламентам в унитарных государствах роль верхних палат в Италии практически не проявляется. Депутатам предоставлена полная автономия во всем, что касается их организации и деятельности, палаты имеют право передавать свои законодательные полномочия комиссиям. Однако законы о пересмотре Конституции, избирательные законы, правовые акты о бюджете, о делегировании законодательной власти всегда рассматриваются обычным порядком. Законодательные полномочия итальянского парламента несколько ослаблены возможностью применения “народного вето” . Итальянский парламент обладает развитыми и многочисленными формами контроля за деятельностью правительства и администрации. Помимо использования традиционных процедур - вынесения вотума недоверия. принятия резолюций порицания и т.п. - палаты имеют право заслушивать на заседаниях или в комиссиях руководителей государственной администрации. Сенат Республики избирается на базе областей всеобщим и прямым голосованием избирателей. При выборах в итальянский Сенат ( который, помимо выборных членов, включает также небольшой компонент назначаемых и членов по должности) возрастной ценз избирателей - 25 лет, хотя для палаты депутатов он равен 18 годам. Законодательная инициатива принадлежит Правительству, любому члену палат, а также тем органам и институтам, которые ею наделены конституционным законом.

 

     Исполнительная власть вверена Президенту республики и правительству, возглавляемому председателем Совета министров, политически ответственным перед парламентом. Особая роль принадлежит председателю Совета министров , который руководит общей политикой правительства и несет за нее ответственность, поддерживает единство политического и административного направления, поощряя и согласуя деятельность министров . Правительство руководит страной в целом в соответствии с волей парламентского большинства : оно исполняет законы, принимает постановления, декреты и разного рода документы по управлению . Полномочия, предоставленные Конституцией Президенту республики, фактически осуществляется правительством (назначение чиновников, роспуск палат и др. ) На практике  правительство в Италии в гораздо большей мере, чем в других странах, зависит от воли палат парламента. Этому способствует не только правовое положение последнего в системе государственных органов, но и способ его формирования : парламент избирается путем всеобщего обязательного голосования , в котором обычно участвует более 90% избирателей.

.

        Важная черта демократии Италии - закрепление возможностей для непосредственного участия избирателей в политической жизни, в принятии решения. По числу проведенных в послевоенный период референдумов она уступает лишь Швейцарии. Законопроект  с приложением не менее 50000 подписей избирателей переводит проверку и подсчет подписей избирателей передается председателю одной из палат парламента, которая проводит проверку и подсчет подписей и устанавливает их законность. Наиболее оригинальным институтом, предусмотренным Конституцией, является “народное вето” в отношении уже действующего закона. Такое голосование (референдум) может быть проведено по требованию 500 тыс. избирателей или пяти областных советов для отмены полностью или частично уже действующего закона или акта, имеющего силу закона ( правда, из-под действия данной нормы изъяты законы о налогах и бюджете, амнистии и помиловании, полномочиях на ратификацию международных договоров ) . Общая тенденция использования референдум на основе ст.75 пока имеет консервативный характер, поскольку такой референдум направлен против законодательных полномочий парламента. [15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Y. Заключение.

 

       Таким образом, рассмотрев черты политических режимов в странах Западной Европы, мы можем сказать, что эти режимы являются демократическими, что закреплено в конституционных нормах этих стран и в целом соблюдается на практике. Функционирует механизм разделения властей, которые регулярно проходят через процедуру демократических общенародных выборов. Широкий спектр партий различных ориентаций, вплоть до крайне правых и левых , активно участвует в легальной борьбе за власть. Что же касается особенностей отдельно взятых западных демократий, они зависят от баланса соотношения между властями и партиями, имеющими реальную возможность влиять на политическую ситуацию в стране. Это может быть республика с сильной президентской властью, доминирующей над парламентом, но удерживаемой от авторитаризма рамками закона, как во Франции, или  парламентская власть, диктующая свою волю правительству, как в Италии, или “стабильная демократия”, в которой парламент не претендует на главенствующую роль в управлении, ограничиваясь законотворческой деятельностью, как в Германии , или, наконец, парламентской конституционной монархией, в которой и парламент, и монарх фактически подчинены правительству и Премьер-министру, как в Великобритании.

     Демократические режимы не случайно получили широкое распространение в мире, вдоволь настрадавшемся от тоталитарных , авторитарных, репрессивных режимов. Человечество получило достаточно исторических уроков, чтобы повернуться лицом к демократии, используя ее принципы и организационные формы в интересах большинства граждан. С другой стороны, цивилизационное устройство , опирающееся на демократию, не дает гарантии от опасности появления деспотических режимов,  возникновения социальных конфликтов и межнациональных распрей. Практика функционирования демократии в современных западных обществах  ( возникновение неоконсервативных волн и вспышек в политической жизни Англии, Франции и других странах Запада, борьба между либералами и консерваторами) демонстрируют силу демократического порядка и одновременно его слабость. Демонстрируя способность справиться со множеством проблем конъюктурного характера , демократия в ее либеральном варианте проявляет бессилие перед лицом кризиса индивидуализма, охватившего западное общество, воспроизводящего в массовом масштабе разобщенность, социальную несправедливость, бездумное потребительство, расточительство сил и ресурсов. В условиях становления нового миропорядка демократический подход означает не нивелировку различных цивилизаций путем повсеместного утверждения западной модели демократической организации жизни, а длительную эпоху диалога культур, духа толерантности, согласования интересов различных стран и их совместных действий , обеспечивающих завоевания человечества. Демократия , как она представлена практикой современного западного общества, превратилась “всего-навсего” в политическую систему, машину. главной ценностью которой является не свобода выбора, а подчинение индивида нормам и правилам социальной жизни , которое уже не только рассматривается в качестве альтернативы свободе. но и входит фактически в ее определение. Но при всех своих недостатках и изъянах демократия является антитезой  и альтернативой любой форме авторитаризма и тоталитаризма, ведущих к унификации социальной жизни, утрате необходимого для развития общества разнообразия его подсистем, структур и институтов, а следовательно - ухудшение качества жизни. Развитие постиндустриального информационного общества невозможно принципиально в условиях тоталитарного порядка жизни, информационная цивилизация возможна лишь при свободном обмене информацией и открытости, доступа к информации всех членов общества , т.е. демократического общества.

 

     Демократия - развивающийся социальный институт , прошедший через множество этапов и трансформаций , породивший множество демократических обществ, множество ценностей и инструментов регуляции общественной жизни. Современная демократия решительно отличается от классической , хотя и связана с ней, как , впрочем, и с классической монархией и аристократией, с тимократией и теократией, с прочими частными формами правления. Демократизация и современная демократия по своей сути - соединение всех возможных и так или иначе испытанных форм политического опосредования действий и форм организации. Отличие современной демократии от множества ранних смешанных систем заключается в последовательности и рациональности соединения испытанных временем политических структур и связанных с ними функций.Современная демократия в результате предстает как рациональное и критическое освоение сложными модернизированными политическими системами наследия всех трех эпох, гибкое и прагматическое его использование.[16]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Список использованной литературы.

 

 

1.  Диманис М. Радикальные партии ФРГ. МЭиМО, № 3/94.

 

2. Зонтхаймер К. Федеративная Республика Германия сегодня. Основные черты политической системы. ( Серия ”Россия. Германия. Европа”.)  М., “Памятники исторической мысли”, 1996.

 

3. Ильин В., Мельвиль С., Федоров В. Демократия и демократизация. “Полис”, № 5/96.

 

4. Конституции зарубежных государств. М., БЕК, 1997.

 

5. Коукли Дж. Двухпалатность и разделение властей в современных государствах . Полис, № 3/97.

 

6. Любин В. Политические партии на Западе и в России. Сопоставимы ли понятия ? Актуальные проблемы Европы : экономика, политика, идеология. Выпуск 12/94.

 

7. Рыбаков В. Перепланировка политического пейзажа во Франции. МЭиМО, № 9/95.

 

8. Степин В., Толстых В. Демократия и судьбы цивилизации. “Вопросы философии”, № 10/96.

 

9. Сумбатян Ю. Исторический генезис и сущность политических режимов. Вестник Московского университета, сер.12, № 6/95.

 

10. Червяков А. Институты власти во Франции. МЭиМО, № 8-9/94 г.

 

 

 

 



[1] Сумбатян Ю. Исторический генезис и сущность политических режимов. Вестник Московского университета, сер.12, № 6/95.

 

 

[2] Коукли Дж. Двухпалатность и разделение властей в современных государствах . Полис, № 3/97.

 

[3] Ильин В., Мельвиль С., Федоров В. Демократия и демократизация. “Полис”, № 5/96.

[4] Любин В. Политические партии на Западе и в России. Сопоставимы ли понятия ? Актуальные проблемы Европы : экономика, политика, идеология. Выпуск 12/94.

 

 

[5] Зонтхаймер К. Федеративная Республика Германия сегодня. Основные черты политической системы. ( Серия ”Россия. Германия. Европа”.)  М., “Памятники исторической мысли”, 1996.

[6] Зонтхаймер К. Федеративная Республика Германия сегодня. Основные черты политической системы. ( Серия ”Россия. Германия. Европа”.)  М., “Памятники исторической мысли”, 1996.

[7] Диманис М. Радикальные партии ФРГ. МЭиМО, № 3/94.

 

[8] Зонтхаймер К. Федеративная Республика Германия сегодня. Основные черты политической системы. ( Серия ”Россия. Германия. Европа”.)  М., “Памятники исторической мысли”, 1996.

[9] Конституции зарубежных государств. М., БЕК, 1997.

 

[10] Червяков А. Институты власти во Франции. МЭиМО, № 8-9/94 г.

[11] Червяков А. Институты власти во Франции. МЭиМО, № 8-9/94 г.

[12] Конституции зарубежных государств. М., БЕК, 1997.

 

[13] Рыбаков В. Перепланировка политического пейзажа во Франции. МЭиМО, № 9/95.

 

[14] Конституции зарубежных государств. М., БЕК, 1997.

 

[15] Конституции зарубежных государств. М., БЕК, 1997.

 

[16] Степин В., Толстых В. Демократия и судьбы цивилизации. “Вопросы философии”, № 10/96.

 

Сайт создан в системе uCoz