Возникновение, становление
и развитие российской прокуратуры до 1917 года
ВВЕДЕНИЕ
Занимая особое место в системе российской
государственной власти, прокуратура всегда рассматривалась и использовалась в
качестве действенного инструмента развития общественных отношений, укрепления
режима законности как непременного средства развития государственности. Исторический опыт показывает, что потребность
в таком государственном органе, как прокуратура, с присущей только ему
совокупностью задач, функций и полномочий, становится особенно острой в периоды
коренных преобразований в общественных отношениях, государственном устройстве.
Становление прокурорской системы России
проходило непросто и часто противоречиво, видоизменялись ее функции и
направления деятельности. Строгость и гуманность — вот два краеугольных камня,
на которых стояла российская прокуратура
на протяжении столетий. Защита интересов государства и каждого гражданина — вот два
основополагающих принципа, которых придерживались генерал-прокуроры
дореволюционной России и которым должны
следовать прокуроры наших дней.
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И
СТАНОВЛЕНИЕ ПРОКУРАТУРЫ В ПРАВЛЕНИЕ ПЕТРА I.
Основателем органов прокуратуры и прокурорского
надзора в России считается Петр I. Общая централизация и бюрократизация системы
власти, характерная для становления абсолютной монархии в период его правления,
привела, во-первых, к потребности в создании органа по контролю и надзору за
состоянием законности, а во-вторых, к необходимости пресечения и предупреждения
возросшей преступности среди должностных лиц.
Первым в России специализированным контрольным
ведомством с отдельными надзорными полномочиями была учрежденная указом от 2
марта 1711 г. фискальная служба. За образец этой службы Петр I взял государственные органы Германии, а модель такой
должности была заимствована в Швеции. Назначение ее состояло в том, чтобы
"... над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд,
также сбор казны и прочего".[1]
При Сенате учреждается должность обер-фискала,
назначаемого государем, получавшего возможность осуществлять надзор за
деятельностью государственного аппарата, используя систему фискалов. В их
основную обязанность входило «тайно проведывать, доносить и обличать» о всех нарушениях закона,
злоупотреблениях и воровстве и всем
прочем, что «во вред государственному интересу может быть». С этой целью они принимали «доносы» от частных лиц,
имели право входить в присутственные места, требовать для просмотра
дела и документы, и объяснения
чиновников.[2]
Должности фискалов учреждались при всех центральных и местных органах:
коллегиях, канцеляриях, судах и др., при губернских правлениях, провинциях,
городах. Фискальная служба являлась секретной, к фискалам предъявлялись высокие
моральные требования.
Довольно скоро оказалось, что в деятельности
самой фискальной службы множество
недостатков. Пользуясь весьма широкими полномочиями и не чувствуя должной ответственности, многие
фискалы не прочь были поживиться за счет
тех мест, при которых они состояли, погрязнув в лихоимстве и злоупотреблениях. Они не получали
материального обеспечения от казны, что провоцировало взяточничество. Их стали
почти открыто ненавидеть, так что само слово
«фискал» люди относили к таким же бранным, как, например, «шпион», «доноситель».
Сам император вынужден был признать, что чин фискала «тяжел и
ненавидим».
Кроме того, оставался без контроля и присмотра
высшей государственный орган —
Правительствующий сенат. Предпринятые в 1715—1721 гг. усилия по
организации действенного контроля за
высшей властью оказались неудачными. В то же время такой контроль был особенно
актуален в условиях невиданной прежде интенсификации законодательного процесса.
Правда, иногда император поручал
контролировать сенатскую деятельность своим наиболее доверенным лицам, таким,
как генерал-ревизор Зотов и обер-секретарь Сената Щукин, и даже отдельным офицерам гвардии. Но эти функции они
выполняли временно, эпизодически, что не
удовлетворяло Петра I.
Император понимал, что нужно создать новое учреждение, стоящее как бы над Сенатом
и над всеми другими государственными
учреждениями. Из сочетания названных потребностей в январе 1722 г. и возникла
российская прокуратура.
Как название, так и исходный замысел нового
государственного учреждения был заимствован, в первую очередь, из Франции, где
прокуратура как государственный институт возникла впервые — 25 марта 1302 г. Но
в итоге за отечественными прокурорами не были закреплены присущие
соответствующему французскому институту уголовно-процессуальные полномочия.
Российская прокуратура начинала складываться как ведомство, подчиненное
непосредственно верховной власти и призванное осуществлять надзор за
деятельностью правительственных учреждений.
12 января 1722 года оказалось знаменательной датой в истории Российского государства. В тот день царь подписал указ, направленный на улучшение деятельности всех органов государства. В нем определялись обязанности сенаторов, предписывалось присутствовать президентам некоторых коллегий в Сенате, устанавливалась ревизион-коллегия и учреждались при Сенате должности генерал-прокурора, рекетмейстера, экзекутора и герольдмейстера. Петр предложил представить ему кандидатов на эти должности.
В Именном Высочайшем Указе Петра 1 Правительствующему Сенату отмечалось: "Надлежит быть при Сенате Генерал-Прокурору и Обер-Прокурору, а также во всякой Коллегии по Прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-Прокурору". Спустя несколько дней были введены должности прокуроров и при надворных судах. Уже 18 января 1722 года он назначает на должность генерал-прокурора графа Павла Ивановича Ягужинского, одного из «птенцов гнезда Петрова», генерал-аншефа, обер-шталмейстера, кабинет-министра и дипломата, кавалера всех высших орденов Российской империи. Ближайшим помощником Ягужинского, обер-прокурором Сената, этим же указом был определен Григорий Григорьевич Скорняков-Писарев, выдвинувшийся из среды гвардейских офицеров. Он уже имел опыт в Тайной канцелярии, и особенно отличился при ведении следствия по ряду политических дел.
При создании прокуратуры
Петром 1 перед ней ставилась задача "уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в
делах, неправосудия, взяточничества и беззакония". В этом же указе Петр писал: «Ныне ни в чем так надлежит
трудиться, чтобы
выбрать и мне представить кандидатов на вышеписанные
чины, а буде за
краткостью времени всех нельзя, то чтобы в президенты коллегий и в генерал и
обер-прокуроры выбрать; что необходимая есть нужда до наступающего
карнавала учинить, дабы потом исправиться в делах было можно; в сии чины
дается воля выбирать изо всяких чинов, а особливо в прокуроры, понеже дело
нужное есть». [3]
На прокуратуру была возложена обязанность
осуществлять наблюдение за соблюдением законов поднадзорными ей
государственными органами. В случае установления нарушений законов прокуратура
предлагала соответствующим лицам и учреждениям устранять эти нарушения,
опротестовывала незаконные решения. Важным участком работы прокуроров был
надзор за соблюдением законов в арестантских домах, тюрьмах.
По структуре петровская прокуратура делилась на
две части — сенатскую и синодальную, а те, в свою очередь, на два уровня.
Высший уровень составили независимые друг от друга генерал-прокуратура
Правительствующего Сената и обер-прокуратура
Святейшего Синода. Генерал-прокурору и обер-прокурору подчинялись прокуроры при
коллегиях Сената. Генерал-прокурор и обер-прокурор могли быть назначены и
отстранены только монархом. Низший уровень составляли подчиненные им
прокуратуры коллегий, Главного магистрата, надворных судов и Монастырского приказа.
В то же время должности прокуроров не предусматривались в единолично
управлявшихся центральных ведомствах — канцеляриях. По замыслу Петра I прокуратура не финансировалась как отдельное ведомство,
ее должностные лица должны были получать жалованье из бюджетов поднадзорных
учреждений.[4]
По первоначальному замыслу Петра I, генерал-прокурор должен был выступать в роли
высшего должностного лица в
государственном аппарате, в руках которого сосредоточивался бы надзор за
правильным и законным ходом управления страной, и прежде всего ее центральными
учреждениями. Предполагалось, что генерал-прокурор должен стоять на страже
интересов государя, государства, церкви и всех граждан, которые не могут сами
защитить свои интересы. Однако в ходе
дальнейшей работы над указом о функциях прокуратуры Петр отказался от таких
всеобъемлющих обязанностей генерал-прокурорской
должности. Центр тяжести переносился исключительно на надзирающую роль
генерал-прокурора за деятельностью всех государственных органов, и прежде всего
Сената.
С первых же дней образования прокуратуры Петр I дал понять всем сенаторам, какое место он намерен отвести прокурору в государственных делах. Представляя сенаторам первого генерал-прокурора, он сказал: «Вот мое око, коим я буду все видеть. Он знает мои намерения и желания; что он заблагорассудит, то вы делайте; а хотя бы вам показалось, что он поступает противно моим и государственным выгодам, вы однако ж то выполняйте и, уведомив меня о том, ожидайте моего повеления». [5]
Эта же мысль Петра нашла отражение и в указе от 27 апреля 1722 года «О должности генерал-прокурора». Этот указ устанавливал основные обязанности прокурора, его полномочия по надзору за Сенатом, руководству подчиненными органами прокуратуры. Указ предписывал, что «генерал-прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах, которые к сенатскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам отправлял, разве какая законная причина ко отправлению ему помешает, что все записывать повинен в свой юрнал». Прокурору вменялось в обязанность наблюдать также за тем, чтобы в Сенате «не на столе только дела вершились, но самым действом по указам исполнялись», а также «накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал». Если генерал-прокурор обнаруживал, что Сенат нарушает законы, то он обязан был предложить Сенату исправить ошибку, а если не послушает — «протестовать и оное дело остановить». В указе отмечено: «И понеже сей чин — яко око наше и стряпчий о делах государственных, того ради надлежит верно поступать, ибо перво на нем взыскано будет». Прокуроры имели назначение выполнять роль "взыскателей наказания" и одновременно "защитников невинности".[6]
Положение первого генерал-прокурора было непростым. Основное внимание в своей прокурорской деятельности Ягужинский сосредоточил на контроле за повседневной работой
Сената, за правильностью и законностью разрешения дел, их своевременным
прохождением, порядком в Сенате и т.п. Первое время генерал-прокурор прилагал
немало усилий, чтобы навести в Сенате элементарный порядок. Коллегиальные
решения были еще чужды сознанию самолюбивых сановников. Сенаторы не привыкли
считаться с чужим мнением и уважать его, поэтому в сенатском собрании зачастую
возникали ссоры, крики и брань, а иногда и драки. В связи с этим 16 октября
1722 года Ягужинский написал особое «предложение»
Сенату, в котором просил сенаторов воздержаться от ссор и споров, «ибо прежде
всего это неприлично для такого учреждения, как Сенат».
Постепенно генерал-прокурор занимает ключевое положение в государственном управлении. В.0.Ключевский писал по этому поводу: «Генерал-прокурор, а не Сенат, становился маховым колесом всего управления; не входя в его состав, не имея сенаторского голоса, был, однако, настоящим его президентом, смотрел за порядком его заседаний, возбуждал в нем законодательные вопросы, судил, когда Сенат поступал право или неправо, посредством своих песочных часов руководил его рассуждениями и превращал его в политическое сооружение на песке».[7] Генерал-прокурор оглашал в Сенате именные указы, выступал с законодательными инициативами, вносил в Правительствующий Сенат кандидатуры прокуроров и руководил нижестоящими прокурорами, осуществлял надзор за фискальной службой, отслеживал исполнение высочайших предписаний, осуществлял общенадзорную деятельность, мог ставить вопрос перед Сенатом о ликвидации пробелов в законодательстве. Собственно надзорная деятельность генерал-прокуратуры проявилась в описываемое время весьма слабо. Эпизодов официального обращения генерал-прокурора с протестами к Петру I не обнаружилось ни одного. В то же время генерал-прокуратура вела следственную деятельность, которая формально для должности генерал-прокурора предусмотрена не была. На основе следственной канцелярии генерал-прокуратуры в начале 1723 г. возникает Розыскная контора Вышнего суда. [8]
Указом от 11 мая 1722 г. была создана своего рода специализированная прокуратура во главе со светским чиновником — обер-прокурором центрального органа управления государственной православной церковью — Святейшего синода. В епархиях православной церкви, которые управлялись духовными консисториями, прокурорские надзорные функции возлагались на секретарей консисторий. Они назначались и увольнялись с должности Синодом по предложению обер-прокурора, находились в его непосредственном подчинении «как блюстителя законных постановлений по духовному ведомству» и были обязаны исполнять его предписания.[9]
2.
РАЗВИТИЕ ПРОКУРОРСКОЙ СЛУЖБЫ ПОСЛЕ ПЕТРА I
При императрице Екатерине I и императоре Петре II роль и значение прокуратуры существенно снизились из-за проводимой ими политики, усиления роли других институтов власти, которые видели в прокуратуре ограничение своих полномочий. Прокуратура была самым бюрократическим элементом в правительственных коллегиальных учреждениях была прокуратура с генерал-прокурором при Сенате во главе; прокуратура была "оком государя", блюстительницей законов. Понятно, что она стесняла чиновную аристократию. Вследствие этого, как отмечает В.О. Ключевский, вскоре по смерти Петра случилось нечто неожиданное: в 1730 г. вдруг не оказалось ни генерал-прокурора, ни прокурора при Сенате, ни простых прокуроров при коллегиях, и никто не знал, куда они девались, хотя еще живы были люди, занимавшие эти должности; тогда, например, еще жив был бывший генерал-прокурор Ягужинский.[10]
Впоследствии, в период правления Анны Иоанновны, манифестом от 2 октября 1730 г. прокуратура была восстановлена. Произошло существенное развитие вертикали прокурорской власти — была усилена власть губернских прокуроров, на деле осуществлявших роль «ока государева» в регионах России. Однако вторично прокуратура была упразднена в регентство Анны Леопольдовны, когда в центральном управлении начал усиливаться чиновный элемент.
Екатерина II придавала должности генерал-прокурора исключительно
важное значение. В 1764 году, при вступлении в должность генерал-прокурора,
князь Александр Алексеевич Вяземский получил от императрицы собственноручно
написанное ею "секретнейшее наставление", в котором не очерчивались
какие-либо границы его служебных обязанностей, а давались принципиальные
установки его взаимоотношений с Сенатом и сенаторами, обращалось внимание на те
вопросы, которым он должен был уделить внимание в первую очередь. Так,
например, императрица предложила тщательно следить за "циркуляцией
денег" в государстве, досконально вникнуть в дело о "выписывании
серебра", продумать вопрос об ограничении корчемства, в котором, по ее
словам, столько виноватых, что пришлось бы наказывать целые провинции.
В отдельные периоды генерал-прокурор выступал не только как блюститель законов, но и как министр финансов, юстиции, внутренних дел. Особенно наглядно это проявилось во времена царствований Екатерины II и Павла I. Начиная же с 1802 года генерал- прокурор стал одновременно и министром юстиции.
В период царствования Екатерины II в значительной степени был усилен прокурорский надзор в провинции. Это связывают с принятием в 1775 г. "Учреждение о губерниях". Надзор за правильным применением законов всеми официальными учреждениями — присутственными местами, как судебными, так и административными осуществляли губернские прокуроры, а также губернские стряпчие (в уезде те же задачи решал уездный стряпчий). Прокуроры и стряпчие, назначаемые Сенатом, состояли при судах. [11]
В 1862 г., Государственный Совет Российской Империи принял "Основные положения о прокуратуре", в которых определялось государственное назначение прокурорского надзора - "наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской Империи", определялись функции, полномочия и задачи прокуратуры. К их числу относятся: единство и строжайшая централизация органов прокурорского надзора; осуществление прокурорами возложенных на них полномочий от имени всей системы органов прокуратуры; осуществление "верховного" надзора в Империи Генерал-прокурором (он же министр юстиции); строгая подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим; несменяемость прокуроров; независимость прокуроров от "местных" влияний при принятии ими любого решения.[12]
3.
РОССИЙСКАЯ ПРОКУРАТУРА ПОСЛЕ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ 1864 ГОДА
В ходе судебной реформы 1864 г. существенно
изменился правовой статус прокуратуры. Она в значительной мере становится
органом уголовного преследования, ограничивая свою деятельность «делами
юстиции». Согласно "Основным
началам судебных преобразований", "при судебных местах необходимы
особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий,
должны иметь товарищей". Также «Начала» констатировали, что "власть
обвинительная отделяется от судебной".[13]
В обязанности прокуроров, состоявших при общих
судах и при Сенате, входило поддержание обвинения в уголовном процессе, а также
«наблюдение за правильным применением закона судебными местами» — надзор за
деятельностью судов, следствием и местами лишения свободы. Прокурор делал
заключение по результатам судебного состязания. Ему направлялись материалы
предварительного следствия, и прокурор мог либо прекратить дело за отсутствием
доказательств, либо возбудить его, составив обвинительный акт и направив его в
суд (впоследствии — в судебную палату, которая выносила определение о предании
суду, если дело рассматривалось судом присяжных).
Во главе прокуратуры по-прежнему стоял генерал-прокурор, который вместе с тем, будучи министром юстиции, выступал и в качестве органа высшего судебного управления. При Сенате учреждались должности двух обер-прокуроров, а в судебных палатах и окружных судах — должности прокуроров и товарищей прокуроров. Все прокуроры назначались императором по представлению министерства юстиции.
В результате реформ и длительного процесса создания губернских прокуратур практически существовали две системы органов прокуратуры с несколько различающимися полномочиями. Это были прокуратуры судов, а также губернские прокуратуры. Последние не обладали функциями обвинительной власти, однако имели существенные полномочия по осуществлению общего надзора. Вместе с тем это были строго централизованные структуры, действующие по единым принципам, прежде всего на основе принципа единоначалия. Генерал-прокурор и губернские прокуроры назначались и освобождались рескриптом Императора. Назначение на должности нижестоящих прокуроров и их освобождение составляло прерогативу Генерал-прокурора Российской Империи. Прокуроры всех рангов назначались на соответствующие посты пожизненно. Строго соблюдался принцип - прокурором мог быть только дворянин.
Генерал-прокурорам приходилось отстаивать
независимость местных прокуроров и стряпчих от произвола губернского
начальства. Так, в сенатском указе от 28 сентября 1828 г., направленном всем
министрам, начальникам губерний, в Святейший Синод и департаменты самого
Сената, отмечалось, что «губернские прокуроры, на основании узаконении, везде
смотрят и бдение имеют, дабы в губерниях ничего противного закону и общей
пользе не происходило, а в случае их упущений или преступления должности, они
подвергаются ответственности пред министром юстиции, или суждению Правительствующего Сената». Специально
подчеркивалось, что губернский прокурор
не может находиться в зависимости от губернского руководства, так как «в случае
каких-либо по делам службы несогласий его с начальниками губерний, или в случае
представления начальству о неправильном действии губернатора, может навлечь к
себе со стороны его нерасположение, а следовательно, если бы
аттестация таковых чиновников зависела от губернатора, они могли бы, при всей
похвальности своей службы, лишиться справедливого по оной удостояния».
В то же время закон, «определяющий должность и права генерал-прокуроров»,
наделял тогда прокуроров полномочиями и в отношении Сената. «Ежели кто из
Сенаторов приговаривать будет неправо, генерал-прокурор предложит им, чтобы они
исполняли свой долг».[14]
Давая оценку деятельности прокуроров в более
позднее время, в середине XIX века, А.Ф.Кони писал,
что «губернский прокурор и стряпчие в уездах были живым напоминанием закона и,
во многих случаях, его обязательными истолкователями... История министерства юстиции
с тридцатых до шестидесятых годов представляет немало примеров энергичной
борьбы губернских прокуроров с местными злоупотреблениями».[15]
Должность генерал-прокурора, установленную
Петром I в 1722 году, за все время ее существования,
вплоть до октябрьских событий 1917 года, — почти два столетия — занимали 33
человека. Среди них были и выдающиеся государственные деятели — Д.Н. Блудов,
Д.П. Трощинский, и блестящие юристы — Д.Н. Замятнин,
Д.Н. Набоков, Н.В. Муравьев, и боевые, проявившие незаурядную храбрость в
сражениях офицеры — А.Н. Самойлов и Д.И. Лобанов-Ростовский, и тонкий дипломат
Д.В. Дашков, и выдающиеся русские поэты, гордость российской литературы — Г.Р.
Державин и И.И. Дмитриев. Кто-то,
подобно А.А.Вяземскому или Р.А.Руденко, отдал служению прокуратуре свыше
четверти века, кто-то, как А.А.Хвостов и А.Ф.Керенский или Н.С.Трубин и
А.И.Казанник, были на высшем прокурорском посту сравнительно недолгое время.
После Октябрьской революции органы прокуратуры
были
ликвидированы. В Декрете о суде № 1 от 24 ноября 1917 года отмечалось:
«Упразднить доныне существовавшие институты судебных следователей,
прокурорского надзора, а равно институты присяжной и частной адвокатуры». В
роли обвинителей теперь могли выступать все «неопороченные граждане обоего
пола, пользующиеся гражданскими правами». Надзор же и контроль за
законностью входил в функции многих органов и учреждений, начиная с ВЦИКа и его
президиума и кончая губернскими и уездными отделами юстиции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Из истории российской прокуратуры. Статья опубликована на web-сайте www.respublika.ru
2. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. — М, Юристъ, 2003.
3. Ключевский В.О. Курс русской истории. Приводится по публикации на web-сайте www.hrono.ru.
4. Прокурорский надзор. Учебник для вузов /Под ред. засл.юриста РФ, д.ю.н., проф.А.Я.Сухарева. — М., Норма, 2005 г.
5. Савченко Д. Новое исследование об истории российской прокуратуры. «Наука в Сибири», № 16/2003.
[1] Из истории российской прокуратуры. Статья опубликована на web-сайте www.respublika.ru.
[2] Из истории российской прокуратуры. Статья опубликована на web-сайте www.respublika.ru.
[3] Из истории российской прокуратуры. Статья опубликована на web-сайте www.respublika.ru.
[4] Савченко Д. Новое исследование об истории российской прокуратуры. «Наука в Сибири», № 16/2003.
[5] Из истории российской прокуратуры. Статья опубликована на web-сайте www.respublika.ru.
[6] Из истории российской прокуратуры. Статья опубликована на web-сайте www.respublika.ru.
[7].Ключевский В.О. Курс русской истории. Приводится по
публикации на web-сайте www.hrono.ru.
[8] Савченко Д. Новое исследование об истории российской прокуратуры. «Наука в Сибири», № 16/2003.
[9]Прокурорский надзор. Учебник для вузов /Под ред. засл.юриста РФ, д.ю.н., проф.А.Я.Сухарева. — М., Норма, 2005 г.
[10] Ключевский В.О. Курс русской истории. Приводится по
публикации на web-сайте www.hrono.ru.
[11] Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. — М, Юристъ, 2003.
[12] Из истории российской прокуратуры. Статья опубликована на web-сайте www.respublika.ru.
[13] Из истории российской прокуратуры. Статья опубликована на web-сайте www.respublika.ru.
[14] Из истории российской прокуратуры. Статья опубликована на web-сайте www.respublika.ru.
[15] Из истории российской прокуратуры. Статья опубликована на web-сайте www.respublika.ru.