Рецепция римского права в средневековой Европе

 

Введение
Как известно, начиная с XII в. происхо­дит и захватывает большинство государств Западной Европы один из важнейших исторических процессов всей эпохи феодализма — рецеп­ция римского права.
Рецепция (от лат. receptio — принятие) разъясняется как восстановление действия (отбор, заимствование, пе­реработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоре­тического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития. Рецепция рим­ского права — не единичное событие, нечто одноактовое, а сложный, многоступенчатый процесс. Первые ее шаги — изучение римского права, основное содержание — исполь­зование опыта прошлого в создании нового права.
Первый этап рецепции характе­ризуется преимущественно изучением римского права в отдельных городских центрах Италии. Для второго этапа типично распространение рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей-практиков. Наконец, третий этап — это наиболее полная переработка и усвоение достиже­ний римского права. Важнейшим каналом рецепции ста­новится закон. Следует, однако, учитывать, что приспо­собление римского права к нуждам практики отчасти имело место на первом этапе (постглоссаторы), а его изучение — и на втором (филологическая школа). Упро­щение в выделении этапов позволяет лучше рассмотреть движение целого, в частности, закономерности преем­ственности и повторяемости.
Пониманию рецепции помогает ее соотнесение с Воз­рождением, Ренессансом. Передовые люди видели вы­ход из средневекового варварства в восстановлении со­хранившихся остатков культуры Древней Греции и Рима. Поэтому пристальное внимание они уделяли изучению античных источников. Возрождение не следует понимать
как новое только в области искусства и архитектуры. Оно означало коренные преобразования в мировоззрении, в духовной жизни; это было поистине открытие нового мира, сопровождавшееся активным поиском во всех об­ластях человеческой деятельности. Еще русскими доре­волюционными авторами устанавливалась живая нераз­рывная связь между рецепцией и «возрождением Запада к новой умственной жизни». Сложность, однако, обна­руживается в их хронологическом несовпадении. Возрож­дение обычно относят к XIII—XIV вв., тогда как изуче­ние римского права началось в XI—XII вв. Столь раннее начало рецепции может быть объяснено не только более тесной связью гражданского права с товарным произ­водством, развитием товарно-денежных отношений, но и относительной самостоятельностью права, его принад­лежностью духовной жизни народа. Конечно, следует учитывать и то, что в XI— XII вв. имело место лишь начало рецепции — изучение римского права, а широкое усвоение вместе с переработкой и приспособлением рим­ского права к феодальным условиям — дело более по­зднего времени.
Развивающаяся промышленность и торговля тре­бовали развитой правовой надстройки, не тормозящей, но стимули­рующей прогресс производительных сил и производственных отношений, и притом надстройки, выходящей за границы отдельных фео­дальных государств. Хозяйственные отношения выходили за пределы мелких феодальных территорий, и их правовое регулирование должно было быть адекватно им—и территориально и по существу. Примене­ние косных и дробных феодальных кутюмов (обычно-правовых норм) являлось бы существенным тормозом для развития производительных сил. И выход был найден в признании силы закона за римским частным правом. По своему содержанию римское частное право удо­влетворяло потребностям средневековья в регламентации частной соб­ственности и договорных отношений и было овеяно величием славно­го прошлого. Немалую роль сыграли при этом отмеченная выше «абстрактность» римского частного права, утрата им в первые века н. э. черт узко национального, местного права, его приспособленность к регулированию хозяйственного оборота различных народов.
Римское частное право стало, таким образом, «общим правом» ряда государств и фундаментом дальнейшего развития и феодального и буржуазного права. Оно приобрело уже через ряд столетий после паде­ния Рима значение действующего права в ряде государств Централь­ной и Южной Европы.
Но следует подчеркнуть, что предметом рецепции явилось преиму­щественно римское частное право. Наоборот, римское публичное пра­во, по общему правилу, умерло вместе с падением Рима. И если гер­манская империя присвоила себе гордое название «священной рим­ской империи», если во многих государствах были учреждаемы сенаты, если титул императора получил значительное распространение, если и Наполеон до того, как стать императором, измыслил должность перво­го «консула», то все это явилось лишь заимствованием некогда знаме­нитого титула, но отнюдь не воскрешением римских государственных учреждений.
Однако и римское частное право как право рабовладельческого государства не могло в своем неприкосновенном виде стать зако­ном общества, в недрах которого уже начали развиваться буржуаз­ные отношения. Римское право в период его рецепции подверга­лось многочисленным приспособлениям, далеко идущим толкова­ниям и переработке, и этим путем создалось, преимущественно и Германии XVI -XVII вв., то «искаженное» римское право, которое получило название пандектного права или же странное и нело­гичное название «современного римского права» (heutiges rumisches Recht). Наряду с этим, тексты римских источников под­вергались формально-логической обработке: из них извлекались общие принципы, которые располагались во внешне стройном по­рядке. Эта переработка не являлась, однако, результатом созна­тельного стремления исказить римское частное право; она являласьисторически необходимым процессом приспособления римского права к новым производственным отношениям. Но чем дальше, тем больше пандектное право отходило от «чистого» римского пра­ва. Значению последнего содействовало и то, что тексты римского права явились той основой, на которой развилась, в особенности в XVIII и XIX вв., общая теория буржуазного гражданского права. Многочисленные теории сделки и волеизъявления, договора и до­говорной ответственности, вины, понятия и зашиты владения и -т. п. базируются на текстах римского права. Но самих этих теорий в Риме, конечно,не было.
Излагая частное право античного Рима, мы считаем излишним излагать результаты разработки и применения римского права пос­ле падения Рима, т. е. касаться учений пандектного права. Нас ин­тересует то и только то, что было в Риме, а не то, что сделали с пра­вовым наследием Рима впоследствии. Эти последние вопросы должны освещаться в истории феодального права и в истории бур­жуазного права. Лишь в отдельных случаях, когда последующая разработка облегчает понимание римских источников, мы ссыла­емся на соответствующие труды.


Причины и истоки рецепции
Начало рецепции римского права связано с жизнедеятельностью городов севера Италии в XI-X1I вв. Здесь рецепция делает свои первые шаги. Это
объясняется прежде всего социально-экономическими процессами, протекавшими на севере Италии, где в кон­це XI в., а затем в XII—XIII вв. наблюдался экономичес­кий подъем. Быстро развивались товарно-денежные от­ношения. Тогда в Италии не было единого государства, но на севере возникли города-государства с республи­канской формой правления. Эти города в средневековой Европе приобретают выдающееся значение. Милан ста­новится крупнейшим центром ремесленного производ­ства; Венеция, Генуя, Пиза начинают играть роль миро­вых торговых центров, а Флоренция выдвигается как центр ростовщического капитала. Почти одновременно или несколько позже появляются центры ремесленного производства во Франции. Здесь также развитие частной собственности, интенсивные торговые связи требовали соответствующих правовых средств. Римское же право уже содержало в себе готовое юридическое оформление развивавшихся экономических отношений. Преподава­ние римского права в первых университетах, связанное с экономическим и культурным подъемом в отдельных городских центрах, на многие годы опередило потреб­ность европейских государств в овладении правовыми средствами регулирования развивающихся буржуазных отношений.
Если бюргерство выступало за возможно более ши­рокое, полное и точное восстановление действия рим­ского права, то позиция феодальных сословий, светской и церковной власти в вопросе о рецепции была значи­тельно сложнее. Во многом эта позиция сходна с их от­ношением к развитию производства и торговли — она была либо нейтральной, либо выражала стремление из­влечь выгоду для себя. Феодалы использовали римское право, в частности, для закрепощения крестьян и захва­та их земель. Рецепция ряда постановлений римского права осуществлялась подчас по прямому указанию пап, императоров, князей. Но порой они проявляли и откры­тую враждебность римскому праву.
Церковь была наиболее ранним проводником знания о римском праве в феодальнем мире. Возникнув еще в недрах Римской империи, христианство восприняло элементы античной культуры. Так, церковное (на Западе каноническое) право складывалось под непосредс­твенным воздействием более высокой римской правовой культуры. Поскольку в церковных школах преподавание велось на латинском языке, то уцелели и некоторые руко­писи с текстами римских законов, — та предпосылка, ко­торая позже сделала возможным рецепцию. Духовенство сохранило часть римской образованности, а затем пере­дало ее Средневековью. Христианство заимствовало у Рима и некоторые правовые воззрения и правовые институты. Разумеется, они были изменены и приспособлены к спе­цифическим условиям средневекового мира, интересам церкви и особенностям христианской морали. Иногда ка­ноническое право называют мостом, по которому римс­кая правовая культура перешла в Средневековье.
По мере укрепления своих позиций церковь устанав­ливает контроль над университетами. Теперь в светском образовании церковь видит опасность своему господству. В 1220 и 1259 гг. издаются папские буллы, направленные против преподавания римского права. В Парижском уни­верситете такое преподавание на долгое время прекра­щается. Развитие канонического права все же шло в тес­ной связи с изучением римского права, идеи и ряд исход­ных положений которого использовались для обоснования норм канонического права. Римское право в церковной оболочке регулировало различные области внутрицерковных отношений. В своих интересах католическая церковь насаждала римский институт наследования по завещанию, поощряя завещания в свою пользу. Церковь способство­вала и развитию торговых сделок. С помощью римского права она устраняла те ограничения в распоряжении недвижимостью, которые мешали переходу собственности в ее руки. Церковь считала справедливым и отстаивала то положение римского права, что недействительна сделка, если вещь продана дешевле половины ее цены.

С развитием экономической жизни и просвещения влияние католической церкви и сфера действия ее пра­ва постепенно ограничиваются. Реформация и влияние гуманизма освобождают университеты от опеки бого­словия. Римское право становится главным предметом на юридических факультетах Германии, восстанавлива­ется преподавание римского права в Парижском уни­верситете.
Содействие рецепции оказывало и феодальное государство, его судебные органы. Правда, первоначально изучение римского права было частным де­лом отдельных лиц, университетов, но уже вскоре фео­дальные государи поняли важность его использования для достижения своих целей. Римская правовая концеп­ция была прочно соединена с идеей сильной государ­ственной власти, стоящей над индивидами и социальны­ми группами. Римское правопонимание было чуждо идеям политической раздробленности и смешению частных и публичных интересов. Поэтому те, кто выступал за уси­ление центральной власти, нашли опору в построениях римского государственного права периода Империи,
В XV—XVI вв. на более широкой основе развивающихся товарно-денежных отношений, роста экономичес­кой и политической силы городов рецепция римского права получает новый импульс. При абсолютизме помощь государства делу рецепции выражалась в том, что оно поощряло изучение римского права, в частности, спо­собствовало открытию университетов. Юристы, знако­мые с римским правом, назначались на высшие государ­ственные должности, входили в состав ближайшего ок­ружения императоров. Доктора права (doctores iuris) приравнивались к низшему дворянству, получали щед­рое вознаграждение.
Рецепция имела идеологические и юридические предпосылки. Так, в раннем Средневековье внимание римскому праву в сильной степени поддерживалось убеждением, что государство, образовавшееся на территории Герма­нии и Италии, является наследником Римской империи. Формальное основание рецепции видели в преемствен­ности власти от римских императоров. И на Руси поли­тическая теория «Москва - третий Рим» способствовала восприятию римских правовых воззрений.
В рецепции находили отражение все крупные движе­ния общественной мысли — идеи Возрождения и гума­низма, различного рода богословские течения, позже культ разума естественно-правовой теории, а также уче­ние о «народном духе» исторической школы права. В Реформации и создании «филологической школы», в от­стаивании знания и применении «чистого» римского права следует видеть выступления Против феодализма, а значит, и против феодального и феодализированного римского права.
У рецепции были и чисто юридические основания. Во-первых, это высокий уровень римского права — на­личие в готовом виде ряда институтов, регулировавших отношения развитого товарооборота, четкость и ясность правовых норм. Римское классическое право во многом было свободно от национальной ограниченности, при­обрело черты универсальности и почиталось как «общее, высшее, научное право». Во-вторых, рецепция обуслов­ливалась недостатками местного, в основном обычного, права. Обычное право было архаично, страдало партику­ляризмом, содержало многочисленные пробелы, неясно­сти, противоречия, т. е. в целом оно не давало надлежа­щих средств для регулирования новых отношений. Прав­да, в силу экономической необходимости такие средства могли быть созданы и на местной правовой основе. На­пример, там, где действовало саксонское зерцало XIII в. (сборник переработанных судебной практикой и систе­матизированных обычаев), потребность в римском праве была меньше, а его рецепция затруднена. Регулирова­нию новых отношений с помощью постепенно развива­ющегося местного права, противостояло использование измененного римского права. Второй путь на континен­те оказался более простым и экономным в смысле затра­ты сил.
Не следует думать, что у рецепции римского права имелись только сторонники. Наоборот, рецепция осу­ществлялась в остром противоречии с рядом сторон жизни феодального общества. Использование римского права серьезно затруднялось тем, что оно было порождено иде­ями и представлениями иной исторической эпохи. То право, которое содержалось в Своде законов Юстиниана как основном материале рецепции, оказалось слишком сложным и потому малопригодным для регулирования простых, слабо развитых отношений раннего феодализ­ма. Преобладание здесь натурального хозяйства, поли­тическая раздробленность, упадок культуры — все это обусловливало существование римского права первона­чально в виде абстрактного знания; если же оно приме­нялось на практике, то в «неузнаваемом виде», как «не­правильно понятое». Ростки рецепции пробивались сквозь толщу феодальной отсталости, набирали силу так же труд­но, как экономические и культурные достижения.
Римское право, находясь в явном противоречии с гос­подством натурального хозяйства, было чуждо и непо­нятно широким массам крестьян. Оно способствовало разложению общины и изъятию у крестьян земель. Мо­нополия на знание права в руках узкого круга юристов оборачивалась многочисленными злоупотреблениями. Все это вызывало ненависть народных масс и к римскому праву, и к докторам права. Недаром народная сатира говорила о трех видах грабителей — разбойниках, купцах и юристах. На борьбу против злоупотреблений правом не раз поднималось и городское население. Например, во время восстания в Вормсе (1513 г.) горожане требова­ли, чтобы доктора права были изгнаны из суда и совета. Когда искаженное римское право стало вполне феодализированным, выступления против него и юристов стали частью борьбы против феодализма. С этих позиций критиковали римское право деятели Просвещения и Ре­формации, а также юристы филологической школы. В период Крестьянской войны 1525 г. в одном из проектов Реформации требовалось, чтобы «доктора права не до­пускались ни в какой суд, ни в какие княжеские или иные советы. Впредь эти доктора права никогда не дол­жны ни говорить перед судом, ни писать, ни давать со­ветов... Народу должно быть возвращено его старое оте­чественное естественное право».

Этап ранней рецепции
Для этого этапа характерно интенсивное овладение зна­нием римского права, опережающее действие рецепции. Римское право рассматривалось профессорами универ­ситетов преимущественно как культурное достижение, а не как средство регулирования складывающихся новых отношений. Затем знание римского права выходит за пределы отдельных экономических и культурных цент­ров, распространяется вширь и одновременно приспо­сабливается к феодальным условиям, соответственно оно упрощается, вульгаризуется.
В раннем Средневековье практическая потребность в римском праве была невелика. Оно не требовалось для регламентации простых отношений общества, в котором господствовало натуральное хозяйство. Искры знания римского права все же не затухали и в период упадка товарно-денежных отношений. В Византии применялись сборники упрощенного римского права (Эклога, Прохирон, Василики). О том, что римское право не было вовсе забыто, свидетельствовали и появлявшиеся сборники варваризированного римского права, например «Бревиарий Алариха» (506 г.). В варваризированном, сильно упрощенном виде римское право действовало на севере Италии и юге Франции. Этот факт находит, в частности, отражение в делении Франции в первые века феодализ­ма на «страну обычного права» — север, здесь действовали нормы обычного права (кутюмы), и «страну писа­ного права» — юг, где применялось упрощенное римс­кое право. Оно, как уже отмечалось, продолжало свое существование и в нормах церковного права. Кое-где имело место и преподавание отдельных частей изменен­ного римского права. Но в целом для раннего Средне­вековья характерным было не сохранение некоторых ос­таточных проявлений римского права, а его отрицание и забвение.
Начало рецепции относится к XI—XII вв. Одним из первых ее шагов было изуче­ние римского права по Своду законов
императора Юстиниана в Болонской школе искусств и связано с именем Ирнерия. Наиболее видными профес­сорами университетов, способствовавшими на этом эта­пе рецепции, были Плацентине, Ацо, Аккурсий. Они об­разовали школу глоссаторов, получившую такое название по характеру деятельности: изучение римского права пер­воначально выражалось в кратких замечаниях и разъяс­нениях (глоссах), делаемых между строками и на полях рукописей римских законов.
Изучение римского права становится популярным, даже модным. Болонская школа приобретает общеевро­пейскую известность, становится главным европейским университетом, уже в начале XIII в. в нем обучалось около 10 тыс. студентов, съехавшихся из разных стран Европы.
Ярким представителем глоссаторов был Ирнерий (1055—1130 гг.), которому был присущ чисто академи­ческий подход к материалу. Главное внимание он уделял выяснению первоначального и подлинного смысла рим­ских законов. Он стремился дать точное и полное зна­ние римского права. Примечательно, что он изучал имен­но классическое римское право по Дигестам, а не по Институциям или Кодексу, отразившим упадок римской юриспруденции. В вопросе о соотношении права и спра­ведливости Ирнерий настаивал на сохранении общего смысла закона при толковании, выступал против права судей изменять закон. Вместе с тем (как и позднейшие гуманисты) он считал, что законы должны толковаться гуманно, их смысл не должен расходиться со справедли­востью. В изложении Ирнерия римское право обладало интеллектуальной ценностью, позволяло наиболее пол­но ознакомиться с достижениями и опытом римской классической юриспруденции. В Италию ехали прежде всего для того, чтобы познать римское право из «един­ственного чистого источника». Отсюда проистекали и слабые стороны работы глоссаторов. Например, о раб­стве они говорили как о современном им институте, при­меняясь к окружавшей их обстановке, они превращали римского претора в средневекового судью, римского всад­ника — в рыцаря и т.п. В отклонениях от точного смыс­ла римских законов Ирнерий и отчасти его последовате­ли видели не настоятельную необходимость приспособления римского права к новым условиям, а лишь ошибки, проистекающие из незнания источников. Глоссаторы не­доучитывали историческое происхождение римского пра­ва, тот, в частности, факт, что в Своде законов Юстини­ана содержались нормы, принятые в совсем иную исто­рическую эпоху.
Изучение римского права предвосхищало требования феодального производства. В факте опережающего раз­вития рецепции проявилась относительная самостоятель­ность права.
Положения об опережающем характере начального этапа рецепции и ограниченности ее практического зна­чения не следует понимать в абсолютном смысле. Дей­ствительно, римское гражданское право имело весьма узкую сферу применения. Но использование отдельных сторон государственного права имело место уже при об­разовании Священной Римской империи. Также и в ран­них памятниках рецепции во Франции в «Извлечениях Петра» (XI в.) и «Брахилогусе» пробивалось стремление приспособить римское право к практическим нуждам. Предусматривалась, например, возможность отступления от точного смысла римских законов («если окажутся в праве нормы, вышедшие из употребления или противо­речащие справедливости», то «да будет позволено нам попрать их ногами»); воспроизводились некоторые чер­ты доклассического, раннеримского права, например стипуляция с участием свидетелей. Более определенно прак­тическое направление выражено в «Кутюмах Бовези» (ко­нец XIII в.). Будучи хорошо знакомым с римским правом, составитель этого труда Бомануар, излагая кутюмы севе­ра Франции, систематизировал их, объяснял сложные места с помощью римских правовых понятий, используя И римскую правовую терминологию. На первом же этапе рецепции складывается школа постглоссато­ров, для деятельности которой типично приспособление римского права к использова­нию в судах. Уже в трудах поздних глоссаторов начинает преобладать компиляторская и систематизирующая ра­бота с римским правом. Аккурсий в середине XIII в. со­единяет существовавшие при нем комментарии римско­го права и создает сводную глоссу (Glossa Ordinaria). Co временем этот труд Аккурсия вытесняет глоссы его пред­шественников, римское право становится известным не в переводах, а в комментариях Аккурсия. Сам же он при­обретает славу первого юриста Средневековья. Однако даже в «глоссированном» виде рядовым юристам того времени римское право все же представлялось чрезвычайно сложным и малопригодным для практические нужд. Поэтому с XIV в. широко осуществлялось комментиро­вание глоссы. Среди наиболее видных юристов этого направления были Бартола, комментарии которого в Испании и Португалии были приравнены к закону, а также Бальда. В их сочинениях институты римского пра­ва подвергаются формальнологическим приемам толко­вания, пронизываются средневековой схоластикой, все более и более существенными становятся искажения точ­ного смысла римских правовых норм. В этой связи мож­но привести пример римского института эмфитевзиса, который в феодальной Европе начинает использоваться для регулирования отношений «расчлененной» фео­дальной собственности. Другой пример: римское классическое право имело преимущественно процессуаль­ный характер — основным его делением были вещные и личные иски, в интерпретаций же глоссаторов и по­зднейших комментаторов речь идет уже о вещных и личных правах — материальном праве;В Германии уже первые Германские императоры, стремясь повысить авторитет своей власти, стали развивать теорию ее преемственности от римских монархов.
Возникшее на территории Германии и Северной Италии государственное образование они повелели именовать Свя­щенной Римской империей (962 г.). В XII в. Фридрих I Барбаросса провозглашает римское право всемирным правом. В особенной степени германским императорам импонировало признание римскими юристами высшей юридической силы за императорскими постановлениями («что угодно императору, имеет силу закона»). В борьбе с папами, настаивая на неограниченности своей власти, они выступали также за восстановление римского права «в пер­воначальном и подлинном смысле». Однако сравнитель­ной отсталостью этой части Европы объясняется замед­ленное протекание в Германии рецепции римского част­ного права. Даже в XIII в. практическое его применение было весьма ограниченным.
В Англии рецепция права также имела свои особенно­сти. Но на фазе изучения римского права значительных отклонений не наблюдалось. И в Англии в XII в. тоже имело место увлечение римским правом. Некто Вакарий - один из лучших представителей ранних глоссаторов - в 1144 г. по приглашению архиепископа переехал в Англию и начал читать лекции по римскому праву сначала в Кен­тербери, а затем в Оксфорде. С этим фактом нередко и связывают образование Оксфордского университета. По­являются и первые работы с изложением основ римского права — «Книга для бедных студентов» Вакария.
Характерный пример своеобразия рецепции в Анг­лии — работа Брактона «О законах и обычаях Англии» (XIII в). Основное ее содержание состояло в описании общего права (common law), излагались те нормы, содержание и применение которых было установлено ре­шениями королевских судов. Лишь в обширном введе­нии приводились те общие положения римского права,| которые могли содействовать более точной формулиров­ке правовых норм, развитию юридической мысли, а от­части использовались с целью «подправить» нормы анг­лийского материального права.
Несмотря на то, что римское право было хорошо зна­комо английским юристам, учитывалось ими в практике своей работы, не оно все же определяло своеобразие правового развития в Англии.
Особое отношение к римскому праву в Англии связа­но с долгодействующими факторами: относительной гео­графической изолированностью страны, историческими традициями, которые формировались всей ее социаль­но-экономической историей, политическим, культурным развитием. Вот почему ограниченность рецепции в Анг­лии лучше объясняется такими непосредственно действу­ющими на право факторами, как национализм, привер­женность правящих классов к старинным, «исконно анг­лийским» правовым установлениям, их осторожное отношение к абстрактным построениям и нормам обще­го характера, значительный эмпиризм в подходе к праву, использование метода частичных, постепенных измене­ний и доминирующая роль судебной практики в правотворчестве. Названные факторы оказывали сильное воз­действие на английское право и объясняют его своеоб­разие не только в XII—XIII вв., но и в Новое время.
Становится очевидным, что не все в праве определя­ется экономическими причинами, что один и тот же эко­номический базис может породить различные формы права. Здесь можно говорить о вариантности правового развития как результате действия конкретных истори­ческих условий и относительной самостоятельности над­строечных явлений. Именно это мы наблюдаем в различиях рецепции и развития права в Англии и на конти­ненте. В странах Восточной Европы поступательное движе­ние права было тесно связано с взаимообогащением пра­вовых систем, усвоением опыта прошлого. Рецепции под­верглось здесь не чистое римское право, а обработанное и исправленное соответственно феодальным условиям глоссаторами и позднейшими комментаторами. Но и в таком виде оно осваивалось не механически, а приспо­сабливалось к местным условиям. В судебной практике писаное (рецепированное римское) право применялось на Балканах ограниченно и корректировалось принципами местного обычного права.
К более позднему времени (XIII в.) относится зна­комство с римским правом в Польше. Во многом оно шло через Германию. Агрессивная политика германских феодалов затрудняла рецепцию, имела своим следствием отрицательное отношение в Польше к римскому праву. Лишь со времени образования в 1364 г. в Кракове уни­верситета это отношение стало меняться.
В памятниках древнерусского права (Русской прав­де) отсутствует определенное влияние византийских норм. Но в правилах и уставах, содержавших христианские морально-этические поучения, нормы византийского происхождения получили свое отражение. Четко вы­раженное стремление использовать правовое наследие Византии обнаруживается на Руси в XII—XIII вв. Так, Устав князя Ярослава в обработке конца XII - первой половины XIII вв. (Пространная редакция) содержит за­имствование приспособленных к местным условиям норм византийского семейного права.
Рецепция при разложении феодальных и становлении, буржуазных отношений
Более высокий уровень рецепции и широкое практичес­кое освоение римского права связаны с крупными соци­ально-экономическими и культурными сдвигами XVI—XVII вв. Отчасти под влиянием позднеримских представлений на континенте Европы укореняется понимание закона как важнейшего источника права. Больше внимания стало уделяться раз­рабатывавшимся римскими юристами концепциям «есте­ственного права», «справедливости» и т.д. Значительные достижения рецепции непосредственно были связаны с созданием филологической школы права и усвоением идей Высокого Возрождения, а также судебной деятельностью государственных органов.
Приспособленное к общим условиям сравнительно низкого уровня раннего феодализма римское право ока­залось оторванным от быстро развивавшихся буржуазных отношений. Успехи Возрождения показали слабую при­годность феодализированного римского права к требовани­ям более высокого состояния общества и товарного про­изводства. Гуманисты, отстаивая идею естественного ра­венства людей, достоинства и свободы личности, требовали справедливости и законности, а право, не отвечавшее этим условиям, отказывались признавать таковым. Выступая против средневековой схоластики, сословного нерав­ноправия, гуманисты обрушивались и на их проявления в праве. Представители филологической школы права под­вергали резкой критике искажения римского права, до­пускаемые в судебной практике и комментариях поздних глоссаторов. Высмеивалось и бичевалось крючкотворство «образованных юристов», основанное на хитростях казу­истики и средневековой схоластики, прикрываемых авто­ритетом римского права. Об этих юристах Ц а з и и (1461— 535 гг.) — один из видных деятелей филологической шко­лы — писал: «Эти крючкотворы напитывают своим ядом суды, подымают на смех судей, тревожат покой честных людей, смущают государственную жизнь; они одинаково ненавистны богу и людям». «Если бы юристы не следова­ли так слепо за глоссой и Бартолом, то смысл права пред­стал бы нам яснее и чище, и исчезла бы добрая часть комментариев, переполненных заблуждениями». Критике и развенчанию подвергаются прежние авторитеты. «Ни Аккурсий, ни Бартол, — писал Цазий, — не помешают мне отвергнуть мнение, которое я не мог основать на источниках».
Учеными - юристами нового направления проводится большая работа по восстановлению точного смысла рим­ских законов, их знания как целостного явления. Были устранены искажения текста древних рукописей и вос­становлены те места, которые ранее вовсе не приводились и были забыты. Предметом изучения снова становится римское право, как оно выглядит в Своде Юстиниана и сочинениях виднейших римских юристов, а не те или иные их интерпретации и комментарии к ним.
Во Франции выдающуюся роль в изучении римского права сыграл Яков Куяций (1522—1590 гг.). Он порывает со схоластикой и казуистикой старой школы и изучает чистое римское право, рассматривает его в связи с развитием общественной жизни и культуры Древнего Рима. Ему, в частности, принадлежит восстановление знаний о сочинениях таких выдающихся римских юрис­тов, как Папиниан, Ульпиан, Павел. Куяций проводит верную мысль о невозможности практического исполь­зования римского права без учета тех условий, в которых оно возникло и развивалось.
Куяций был прекрасным лектором. Огромные позна­ния и новизна подхода привлекали массу слушателей на его лекции в Тулузском университете, создали ему славу одного из лучших знатоков римского права. Однако вопре­ки очевидным его заслугам сторонники старой школы — приверженцы Аккурсия отказывают Куяцию в назначении на освободившуюся кафедру римского права. По выраже­нию одного из историков права ученые-юристы Тулузы «предпочли человеку обезьяну». Кафедра была передана какой-то бездарности. Куяций покидает Тулузу. В после­дующее время он занимает кафедры и с огромным успехом читает лекции в Бурже, Валенсе, Турине, Гренобле, Пари­же. Блестящий лекторский талант, многочисленные труды о римском праве создают Куяцию мировую известность. В интерпретации юристов филологической школы римское право соединяется с гуманистическими идеями, совершенствуется метод исторического анализа, римское право рассматривается и изучается все целиком, в его развитии. Широкой разработке подвергаются отдельные институты римского права, вопросы его применения, исследуются содержащиеся в нем противоречия.
Однако, как и прежде, необходимость регулирования в недрах феодального строя складывающихся капиталистических отношений обусловила широ­кое использование упрощенных или модернизированных институтов римского права. Представители практичес­кого направления изучение чистого римского права про­возглашают бесцельным времяпрепровождением, «лишь украшением настоящего знания», а лиц, занимающихся историей римского права, не без иронии именуют «эле­гантными юристами».
Хотя на втором этапе продолжалась научная обра­ботка римского права, все же решающее значение имела практическая деятельность юристов. Во Франции легисты, получив образование в университетах и вполне уве­ровав в римское право как «единственный источник прав­ды и справедливости», поддерживали короля в его борь­бе против духовных и светских феодалов. Легисты выступали за политическую централизацию, за расшире­ние апелляционных полномочий судебного парламента в Париже; легисты были противниками сепаратизма мест, особых привилегий дворянства и городов. Они же, опи­раясь на римское право, укрепляли право частной соб­ственности.
В то время в Германии юристами соз давались правовые сборники, содержавшие в более или менее систематизированном виде действующие нормы местного и римского права. Таким сборником было Саксонское зерцало (XIII в.). В нем, в частности, для регули­рования земельных отношений феодально зависимого на­селения с помещиками использовался римский институт эмфитевзиса. Появляется значительное число сочинений, более или менее полно и точно излагавших римское пра­во. Эти произведения именовались пандектами, а перера­ботанное римское право — пандектным правом, или «современным римским правом» (usus modemus pandec-tarom). Резко возрастает и значение юристов в судах. За­нимая должности писцов, секретарей, нотариусов, адво­катов, они начинают оказывать существенное влияние на ход судебного процесса и формулирование решений. В судебной деятельности все более частым становится на­правление сложных дел на заключение юридических фа­культетов. В XVII в. в Германии уже большинство граж­данских дел проходило через юридические факультеты, их начинают рассматривать как особого рода судебную инстанцию. Подчас им поручалось и решение вопросов государственного права.
В 1495 г. учреждается общеимперский суд (Reichskam-mergericht) в качестве высшей судебной инстанции Гер­манской империи.
Вскоре после создания общеимперского суда было признано, что в его состав по возможности следует вклю­чать рыцарей, сведущих в римском праве. Имперский суд выносил решения на основе «общего», т. е. прежде всего римского права. Отныне суды низших инстанций, если не желали отмены своих решений, обязаны были руководствоваться римским правом. В Имперском суде формировались и кадры низших судов — молодые юри­сты определенное время должны были проходить при нем практику. Имперский суд становится основным ка­налом рецепции римского права в Германии. Правда, он не приобрел того значения, которое имел, например, Парижский судебный парламент, но князья, выступав­шие против распространения на их земли апелляцион­ных прав Имперского суда, создавали собственные апел­ляционные инстанции, которые в своей деятельности руководствовались тем же римским правом. В период абсолютизма в Германии римское частное право стало действовать уже не в виде отдельных норм, а все цели­ком. Было установлено: «чего не знает глосса, того не знает и суд». Местное право здесь применялось только в случаях, не урегулированных римским правом. Причем стороны, ссылавшиеся на местное право, должны были доказать его существование. Такое положение в основ­ном сохранялось в Германии вплоть до конца XIX в., когда вступило в силу Германское гражданское уложе­ние (1900 г.).
Гражданское право. Рецепция более широко охватила сферу гражданского права — институты займа, завеща­ния, опеки, а также право частной собственности. Римс­кое учение о собственности в феодальной Европе было трансформировано в учение о «разделенной» собст­венности. Признавая, что римское право не допускало двух прав собственности на одну и ту же вещь, средневековые юристы все же именно с помощью римскоправовых по­нятий старались обосновать сосуществование права зе­мельной собственности у нескольких лиц — сеньора и вассалов. В соответствии с иерархической структурой фе­одального землевладения римское понимание собствен­ности подменялось разнообразными формами «связанной, обремененной собственности, открывавшей управомоченному возможность лишь ограниченного использования вещи — в пределах, не затрагивавших прав другого носи­теля — тоже связанной и ограниченной — собственности на ту же вещь».
Заем. Показательно отношение феодального права к вопросу о взыскании процентов по займам и торговле вообще. Следуя догматам христианской религии, кано­ническое право запрещало взимание процентов по зай­мам, считало торговлю дурным делом. Развитие товар­но-денежных отношений приводит все же к тому, что эти постановления обходятся практикой. Например, взи­мание процентов по займу начинает рассматриваться как получение вознаграждения за риск. Для достижения той же цели использовался и римский институт товарищества. Кредитор и займополучатель вступали как бы в товари­щество (один вносил деньги, другой — свой труд). Одна­ко займополучатель мог свободно, без вмешательства кредитора, вести свои дела, а кредитор получал опреде­ленный доход, т. е. проценты по займу. В сфере торгов­ли воспринимается римское правило, по которому сдел­ка купли-продажи считалась недействительной, если вещь продана дешевле, чем за половину ее действительной цены. Воспроизводится требование римского права про­являть к вещи, полученной в ссуду, «наибольшую забот­ливость благоразумного и хорошего хозяина»; в споре о «безденежности займа» на кредитора возлагалось бремя доказывания факта денежного платежа. Уголовное и уголовно-процессуальное право.
Позднее римское уголовное право с его подчас растяжимыми формулировками, с неопределенными составами преступ­лений вроде «оскорбления величества» — «Crunen laesae majestatis» — было взято за образец при разработке фео­дальных уголовно-правовых средств защиты принципов абсолютизма.
Наиболее известный кодекс феодального уголовного и уголовно-процессуального права Германии (1552 г.) «Ка­ролина» (Constitutio criminalis Carolinae) — широко приме­нял абсолютно неопределенные санкции; почти дословно повторял некоторые римские утоловно-правовые форму­лы («злостность восполняет недостаток возраста» — ст. 164), воспроизводила отдельные аспекты римского по­нимания необходимой обороны (ст. 145). Следуя за рим­ским уголовным правом, «Каролина» освобождала от от­ветственности за ложные донесения об измене (ст. 124). В ней содержались неоднократные отсылки к «импера­торскому праву», «общему праву империи», под которы­ми разумелось прежде всего измененное римское право. Например, ни за одно преступление не могла быть на­значена смертная казнь или какое-либо телесное, уве­чащее, позорящее наказание, если это не предусматри­валось императорским правом.
Общим образом оценивая роль рецепции в развитии феодального права, нельзя впадать в крайность, видя в нем только римское влияние. «Каролина» выросла из немецкой судебной практики, она строилась на феодаль­ной основе. То же самое следует сказать и о влиянии римского права на уголовный процесс. Инквизицион­ный (розыскной) процесс имеет истоки и в деятельности сеньориальных, и королевских судов еще каролинской монархии.
В Польше XV—XVI вв. влияние римского права ощущалось прежде всего в области гражданского права. Рецепция способствовала здесь расширению сферы частной собственности (освобождение недвижимой собственности от платежей в пользу третьих лиц; развитие права завещаний;
рост кредита; предоставление права заниматься коммер­ческой деятельностью женщинам). В области уголовного права рецепция оказала влияние на конструирование понятия вины, исключающих вину обстоятельств (ошиб­ка, понуждение, несовершеннолетие), а также обстоя­тельств, исключающих противоправность действия (не­обходимая оборона). Под влиянием «Каролины» в Польше устанавливается разная мера ответственности для главных исполнителей и соучастников.
На Руси заимствование некоторых, впрочем, иска­женных норм римского уголовного и гражданского пра­ва наблюдается в Соборном уложении 1649 г. Известно, что «Каролина» изучалась Петром I при подготовке «Во­инских артикулов». Влияние иностранного, в том числе римского, права на правовое развитие Русского государ­ства не отменило, как и в Англии, Германии или Польше, самостоятельного характера этого процесса. На Руси это влияние чувствовалось слабее.
Признавая размах и широту восприятия опыта рим­ского права в феодальной Западной Европе, нельзя и преувеличивать значение этого явления. Сходные с рим­скими местные институты права возникали самостоятельно, а затем уже «романизировались», обосновывались с помощью римских источников. Институты римского пра­ва, его понятия, термины, подчас «чисто внешним обра­зом пристегивались к тем отношениям, которые находи­ли у себя дома». Из того, что высшие достижения римс­кого рабовладельческого права приспосабливались для регулирования сравнительно простых феодальных отно­шений, возникали многочисленные противоречия и не­увязки. Римское право воспринималось в искаженном и «неправильно понятом» виде.
В результате второго этапа рецепции было достигну­то не просто углубленное познание римского права, а его усвоение на более высокой ступени феодализма. Ста­рое и новое, переплетаясь самым причудливым образом, создавали качественно новый сплав.
Заключеие:
Рецепция римского права как крупное и сложное явле­ние общественной жизни, как связующее звено право­вого развития Древнего мира. Средневековья и Нового времени неизменно привлекает и еще долгое время бу­дет привлекать внимание тех, кто интересуется правом и его историей. Рецепция была результатом конкретной жизненной потребности, на удовлетворение которой она и направлена. Она не антитеза автономному развитию правовых систем, а фактор, стимулирующий, ускоряю­щий их развитие.
При рецепции происходило дополнение менее разви­тых правовых систем опытом более высокого состояния. Но подчас возникала их частичная несовместимость и отторжение чужеродного, что не согласовывалось с суще­ствующим уровнем народной жизни и коренными устоями, традициями собственного права (как это имело место еще и в Средние века со знаниями римского права, получен­ного «элегантными юристами»). Вот почему рецепция — это не механическое перенесение чужого на свою почву, но сложный (и многоступенчатый) процесс заимствова­ния на основе отбора, затем переработки применительно к своим условиям, наконец, усвоение, когда чужое стано­вится органической частью собственного права. Борьбой нового со старым, победами нового, поражениями, снова победами определялась многоступенчатость процесса рецепции. Наконец, на ранних ступенях буржуазного обще­ства римское частное право воспринимается в наиболее «чистом» виде. Объяснение рецепции лишь в рамках преемственно­сти было бы упрощением. Сама преемственность имеет основание в действии глубинных, более общих законо­мерностей развития права. На более высоких уровнях право снова проходит этапы начального и следующих за ним состояний .

Сайт создан в системе uCoz