“Таможенные
пошлины”
ПЛАН
РЕФЕРАТА.
I .
Введение. Таможня и таможенные пошлины.
II .
Порядок уплаты таможенных платежей.
III . Таможенная стоимость товаров и способы ее
определения.
V . Классификация таможенных пошлин.
VI . Таможенные льготы и преференции.
VII . Таможенное
законодательство Российской Федерации.
I . Введение. Таможня и таможенные пошлины.
Все государства мира независимо от
различия их социально-экономических и политических систем, будучи юридически
суверенны и равны между собой, имеют право в сфере международных экономических
отношений осуществлять контроль за всеми перемещениями товаров, физических лиц
и капиталов через их государственные границы посредством таможенных органов.
Русское слово “таможня” происходит от слова
“тамга” - клеймо, знак, штемпель, рукоприкладный знак и тавро у татар, башкир,
а местами и у русских. Слово “таможенная” издавна значило : пошлина, мыт или
особый сбор за приложение клейма. Таможня относилась к мытным дворам, заставам
по сбору тамги и таможенной пошлины. Таможенная грамота в старославянском языке
дозволяла лицу, общине, монастырю учреждать в своем имении торги. Тот же смысл
и содержание вошли и в европейские языки : custom house(англ.) , bureau de
douane (фр.), zollamt (нем.)
В настоящее время под таможней
понимается государственное учреждение, осуществляющее таможенный контроль за
перемещением через таможенную границу государства предметов, товаров,
физических лиц, почтовых отправлений,
услуг и капиталов и взимание предусмотренных таможенными тарифами
таможенных пошлин и таможенных сборов с этих товаров.
Таможенная пошлина представляет
собой один из видов государственных денежных сборов, взимаемых с импорта,
экспорта и транзита товаров, торгово-промышленной прибыли, имущества, ценностей
и иных предметов, пропускаемых через таможенную границу страны под контролем
таможенных служб, а также с проведения различных международных почтовых операций.
В настоящей работе
рассматривается порядок начисления, уплаты и предоставления льгот по таможенным
пошлинам , принятый в Российской Федерации в соответствии с мировой практике, а также роль таможенных пошлин и тарифов в
истории таможенной политики страны и перспективы развития таможенно-тарифного
регулирования.
II . Порядок уплаты таможенных платежей в
Российской Федерации.
В соответствии с Таможенным Кодексом РФ таможенную
территорию Российской Федерации составляют : сухопутная территория Российской Федерации,
территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, а также
находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные
острова, установки и сооружения, над которыми РФ обладает исключительной
юрисдикцией в отношении таможенного дела. На территории РФ могут находиться
свободные таможенные зоны и свободные склады, территории которых
рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ, за исключением
случаев, определенных законодательно. Пределы таможенной территории РФ, а также
периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной
границей Российской Федерации.
При перемещении через таможенную границу
Российской Федерации и в других случаях, установленных Кодексом, уплачиваются
следующие таможенные платежи : 1) таможенная пошлина, 2) НДС, 3) акцизы, 4)
сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и
возобновление действия лицензий, 5) сборы за выдачу квалификационного аттестата
специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата, 6)
таможенные сборы за таможенное оформление, 7) таможенные сборы за хранение
товаров, 8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров, 9) плата за
информирование и консультирование, 10) плата за принятие предварительного
решения, 11) плата за участие в таможенных аукционах. Товары, перемещаемые
через таможенную границу Российской Федерации, подлежат обложению таможенной
пошлиной в соответствии с Законом Российской Федерации “О таможенном тарифе”.
Исчисление таможенных платежей возможно
только по предъявлении таможенному органу таможенной декларации. Грузовая таможенная декларация (ГТД)
- документ, представляемый
распорядителем груза таможне для оформления необходимых таможенных формальностей
при переходе товаров через таможенную границу. Эта декларация должна быть
предъявлена таможне в строго установленные законодательством страны сроки и
содержать следующие данные : 1) номер грузового документа , по которому товар
принят таможней, 2) номер вагона, контейнера или наименование судна, в котором
прибыл груз, 3) наименование получателя груза, 4) вес товара, число мест и их
номера, маркировка и упаковка товара, 5) тарифное наименование товара, его
группа или ссылка на соответствующую статью таможенного тарифа, 6) цена товара,
7) тарифная спецификация, 8) данные о происхождении товара, 9) перечень
документов, приобщенных к таможенной декларации.
Таможенные платежи уплачиваются
непосредственно декларантом либо иным лицом в соответствии с Кодексом. Любое
заинтересованное лицо вправе уплатить таможенные платежи, если иное не
предусмотрено Кодексом. Таможенные платежи уплачиваются до принятия или
одновременно с принятием таможенной декларации. На практике таможенные органы
по просьбе экспортеров и импортеров могут разрешить произвести уплату в течение
нескольких дней после принятия ГТД ( но до окончания таможенного оформления.)
Однако принятие такого решения является правом, но не обязанностью таможенного
органа.
Таможенные платежи уплачиваются таможенному
органу Российской Федерации как в валюте Российской Федерации , так и в
иностранных валютах, курсы которых котируются Центральным банком Российской
Федерации ( по курсу на день принятия таможенной декларации) , за исключением
случая, когда такой платеж может быть уплачен только в иностранной валюте. В
исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или
рассрочка уплаты таможенных платежей, которая не может превышать 2 месяцев со
дня принятия таможенной декларации, за ее предоставление взимаются проценты по
ставкам , устанавливаемым Центральным банком Российской Федерации по
предоставляемым этим банком кредитам. Уплата таможенных платежей может
обеспечиваться залогом товаров и транспортных средств, гарантией третьего лица,
банка или иного кредитного учреждения
или внесением на депозит причитающихся сумм. Решение о продолжении
таможенного оформления принимается при условии, если суммы начисленных и
уплаченных таможенных платежей соответствуют суммам, исчисленных таможенным
инспектором или если сумм, уплаченных в соответствии с предоставленными
платежными документами или уплаченных ранее авансом, достаточно для погашения
таможенных платежей, начисленных инспектором.
III . Таможенная стоимость товаров и способы ее определения.
На основе грузовой таможенной декларации
определяется таможенная стоимость товаров используется при начислении
таможенной пошлины, сборов и иных таможенных платежей, установления стоимости
товаров для иных таможенных целей, включая взыскание штрафов и применение иных
санкций за таможенные правонарушения.
Порядок применения таможенной оценки
товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и вывозимых с нее,
устанавливается Правительством РФ.
Таможенная стоимость импортируемых в РФ товаров определяется декларантом
согласно правилам таможенной оценки, предусмотренной порядком, применяемым в
соответствии с общими принципами системы таможенной оценки ГАТТ, и методам определения таможенной стоимости, установленным
Законом, и заявляется (декларируется )
декларантом таможенному органу РФ при перемещении товара через таможенную
границу РФ. Определение таможенной стоимости импортируемых товаров производится
путем последовательного применения следующих методов оценки :1) по цене сделки
с ввозимыми товарами,2) по цене сделки с идентичными товарами,3) вычитания
стоимости,4) сложения стоимости,5) резервный метод.
Основным методом определения
таможенной стоимости является оценка по цене сделки с ввозимыми товарами.
В качестве базы для определения таможенной стоимости применяется цена сделки
непосредственно с ввозимыми товарами, подлежащими оценке , под которой
понимается как цена, фактически уплаченная, так и цена, подлежащая уплате за
ввозимые товары. При использовании цены сделки для определения таможенной
стоимости в нее включаются следующие расходы, если они не были ранее в нее
включены :
а) расходы на
транспортировку ввозимых товаров до места их таможенного оформления ( расходы
по погрузке, выгрузке, перегрузке и складированию, страхованию, выплате
комиссионных и иных посреднических вознаграждений, стоимость контейнеров и др.
многооборотной тары, если она рассматривается как единое целое с ввозимым
товаром),
б) стоимость упаковки ,
упаковочных материалов и работ по упаковке,
в) соответствующая часть
стоимости товаров (работ, услуг), которые прямо или косвенно были предоставлены
импортером бесплатно или по сниженной цене в целях использования для
производства или продажи на экспорт оцениваемых товаров (сырье, материалы и
другие комплектующие изделия, являющиеся составной частью оцениваемых товаров,
инструменты и оборудование, используемые при их изготовлении, инженерная и
опытно-конструкторская проработка, вспомогательные материалы, топливо),
г) лицензирование и иные
платежи за использование объектов интеллектуальной собственности,
д) часть дохода импортера
от любой последующей продажи или использования оцениваемых товаров, которые
подлежат возврату экспортеру.
Цена сделки с ввозимыми товарами не может
быть использована для определения таможенной стоимости, если:
1)существуют ограничения
в отношении прав импортера на оцениваемый товар (кроме ограничений ,
установленных законодательством РФ, ограничений географического региона и
ограничений, существенно не влияющих на цену товаров),
2) цена сделки зависит от
соблюдения каких-либо условий, влияние которых не может быть учтено,
3) данные, использованные
декларантом, не подтверждены документально,
4) импортер и экспортер
являются взаимозависимыми лицами (совладельцами, связаны отношениями найма,
находятся по контролем третьего лица, являются близкими родственниками), за
исключением случаев, когда это не влияет на цену сделки , что должно быть
доказано документально.
В качестве базы для определения таможенной
стоимости при методе оценки по цене сделки с идентичными товарами
принимаетвся цена сделки с товарами, одинаковыми во всех отношениях с
оцениваемыми товарами ( по назначению и характеристикам, качеству, наличию
товарного знака и репутации на рынке, страны происхождения, производителю).
Товары, произведенные различными лицами, могут считаться идентичными только в
том случае, если у декларанта и таможенных органов не имеется сведений об
идентичных товарах, произведенных тем же производителем.
В качестве базы для определения таможенной
стоимости при использовании метода оценки по цене сделки с однородными
товарами принимается цена сделки по товарам, которые, хотя и не являются
одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из
схожих компонентов , что позволяет им быть коммерчески взаимозаменяемыми с
оцениваемыми товарами ( учитываются назначение и характеристики товаров,
качество, наличие товарного знака и репутация на рынке, страна-производитель.
Цена сделки с идентичными или однородными
товарами принимается в качестве базы для
определения таможенной стоимости , если эти товары :
а) проданы (отчуждены)
для ввоза на территорию РФ,
б) ввезены одновременно
или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров на тех же коммерческих
условиях и примерно в тех же количествах. В случае, если идентичные товары
ввозились в ином количестве или на иных коммерческих условиях, декларант должен
произвести соответствующую корректировку и документально доказать таможенному
органу ее обоснованность.
В качестве базы для определения таможенной
стоимости по методу вычитания стоимости принимается цена единицы товара,
по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей
партией на территории Российской Федерации во время , максимально приближенное
ко времени ввоза ( не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров)
покупателю, не зависимому от продавца. Из цены единицы товара вычитаются , если
они могут быть выделены, следующие компоненты :
а) расходы на выплату
комиссионых вознаграждений и расходы на транспортировку, страхование,
погрузочно-разгрузочные работы на территории РФ после выпуска товаров в
свободное обращение,
б) суммы импортных
таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в РФ в
связи с ввозом или продажей товаров.
Определение таможенной стоимости по методу
вычитания стоимости производится в том случае, если оцениваемые, идентичные или
однородные товары продаются (отчуждаются) на территории РФ в неизменном
состоянии. При отсутствии случаев продажи (отчуждения) оцениваемых, идентичных
или однородных товаров в таком же состоянии, в каком они находились на момент
ввоза, по просьбе декларанта может использоваться цена единицы товара,
прошедшего переработку, с поправкой на добавленную стоимость .
В качестве базы для определения
таможенной стоимости при использования метода сложения стоимости
принимается цена товаров, рассчитанная путем сложения :
а) стоимости материалов и
иных издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара,
б) общих затрат,
характерных для продажи в РФ из страны-экспортера товаров того же вида, в т.ч.
стоимости транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ, страхования до места
таможенного оформления на территории РФ и т.д.,
в) прибыли, обычно получаемой
экспортером в результате поставки в РФ таких товаров. При определении
таможенной стоимости с помощью данного метода должны учитываться все расходы,
включаемые в цену товара при определении цены сделки (метод 1).
В случае, если таможенная стоимость не
может быть определена декларантом в результате последовательного применения
указанных пяти методов или таможенные органы аргументированно считают , что они
не могут быть использованы, то таможенная стоимость оцениваемых товаров
определяется и обосновывается резервным методом - с учетом мировой
таможенной практики, в соответствии с законодательством Российской Федерации и
принципам системы таможенной оценки ГАТТ - резервным методом . В качестве базы
определения таможенной стоимости при этом не могут быть использованы : цена
товара на внутреннем рынке, цена на товары отечественного происхождения, цена
товара, поставляемого из страны-экспортера в третьи страны, произвольно
установленная или достоверно не подтвержденная цена.
Заявляемые декларантом таможенная
стоимость и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на
достоверной , количественно определимой, объективной и документально
подтвержденной информации. Таможенный орган РФ, производящий контроль за
правильностью таможенной оценки товара, вправе принимать решение о правильности
заявленной декларантом таможенной стоимости товара с учетом прав и обязанностей
декларанта. При отсутствии данных , подтверждающих правильность определения
заявленной декларантом таможенной стоимости, либо при наличии оснований
полагать, что представленные декларантом сведения не являются достоверными
и/или достаточными, таможенный орган может самостоятельно определить таможенную
стоимость декларируемого товара, последовательно применяя методы определения
таможенной стоимости.
V . Классификация таможенных пошлин.
По способу исчисления таможенные
пошлины подразделяются на адвалорные - в процентах с цены облагаемого товара,
специфические - взимаемые в твердой ставке за единицу измерения товара, смешанного
типа - к основной ставке, исчисляемой с единицы товара, добавляют пошлину,
исчисляемую с цены. Комбинированные ставки, в свою очередь, могут быть альтернативными ( 15% от
таможенной стоимости, но не более 1 ЭКЮ/кг ) и совокупными ( 5% таможенной стоимости
плюс 1 ЭКЮ/кг)
По объекту взимания наиболее
распространенными таможенными пошлинами в межгосударственных таможенных
отношениях являются следующие виды.
Ввозные (импортные) таможенные пошлины
взимаются таможенными органами страны ввоза с товаров иностранного производства
на пограничных таможенных пунктах или при выпуске этих товаров с таможенных
складов , расположенных внутри страны. Это наиболее распространенный и
исторически первый вид таможенных пошлин. Данные таможенные пошлины взимаются
за ввоз для реализации товаров на таможенную территорию государства ( или ,
например, таможенного союза). В случае взимания ввозных таможенных пошлин не с
товаров, а с иных предметов, они регламентируются таможенным законодательством
страны-получателя.
Одна из разновидностей ввозных таможенных
пошлин - фискальные таможенные пошлины,
они устанавливаются только на те потребительские товары, которые на данной
таможенной территории не производят ( кофе, фрукты, вина и т.п.)
Вывозные (экспортные) таможенные пошлины
взимаются таможенными органами государства с товаров национального производства
либо в целях монополии на производство или сбыт какого-либо товара, либо в
целях сохранения национальных ресурсов, чтобы сократить их вывоз до
определенного предела. Однако взимание экспортных пошлин повышает цену
экспортируемых товаров и понижает их конкурентоспособность на международном
рынке. Экспортные пошлины в РФ были введены с середины 1992 г. в целях защиты
внутреннего рынка от вывоза дефицитных товаров, при этом в рамках бартерных
операций применялась двойная ставка экспортной пошлины, и размеры пошлин были
очень высокие - специфические достигали максимально 80 тыс. ЭКЮ ( серебряная
руда), адвалорные - 70% ( растительные масла, сахар). Изменение ситуации на внутреннем
рынке, связанное с отменой государственного регулирования внутренних цен и
сближения их уровня с мировым, привело к сокращению перечня товаров ,
подлежащих обложению, и ставок пошлин. в 1994 году в соответствии с
Постановлением правительства от 30 октября 1993 г. На данный момент Таможенный
тариф России , как и большинства государств, не предусматривает взимание ни
ввозных таможенных пошлин, ни транзитных (т.е. за провоз товаров иностранного
производства через таможенную территорию страны).
Особые виды пошлин включают в себя
антидемпинговые, компенсационные и
специальные таможенные пошлины.
Антидемпинговыми таможенными
пошлинами облагаются импортные товары при наличии доказательства, что их
поставки осуществляются путем демпинга (т.е. по цене более низкой, чем их
нормальная стоимости в стране вывоза в момент этого ввоза) , если такой ввоз
наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям
подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства
подобных товаров в РФ. Взимаются они наряду с обычными таможенными пошлинами в
размере разницы между демпинговой ценой товара и ценой аналогичного товара на
мировом рынке вне зависимости от того, облачается этот товар пошлиной по его
национальному законодательству или числится в списке беспошлинных товаров.
Первые единые антидемпинговые правила были сформулированы и закреплены в
положениях Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 г., а с 1 января
1980 г. вступил в силу Единый свод антидемпинговых правил ЕЭС.
Компенсационные пошлины применяются в
случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе
которых прямо или косвенно использовались субсидии , если такой ввоз наносит
или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных
товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных
товаров в РФ.
Специальные таможенные пошлины
взимаются :
- в качестве защитной меры, если товар
ввозится на таможенную территорию того или иного государства в таких количествах или на таких условиях,
которые наносят или угрожают нанести ущерб отечественным производителям
подобных или непосредственно конкурирующих товаров,
- как мера предупреждения в отношении
участников внешнеэкономических связей , нарушающих общегосударственные интересы
в этой области, как ответная мера на дискриминационные и иные действия, а также
как мера пресечения недобросовестной конкуренции в случаях, определяемых в
национальном таможенном законодательстве. Ставка специальной таможенной пошлины
определяется в каждом отдельно взятом случае.
Применению особых видов пошлин предшествует
расследование, проводимое в соответствии с законодательством РФ по инициативе
государственных органов управления РФ, решения в ходе которого должны
основываться на количественно определяемых данных. Ставки соответствующих
пошлин устанавливаются Правительством РФ по итогам проведенного расследования
для каждого отдельного случая, и их размер должен быть соотносим с величиной
установленного расследованием демпингового занижения цены, субсидий или
выявленного ущерба.
Сезонные (временные) таможенные пошлины
взимаются с ввоза или вывоза отдельных товаров и предметов в течение
определенного периода времени (обычно он не
превышает 3-4 месяцев ). Этот вид таможенных пошлин обеспечивает защиту
внутреннего рынка государства в сезонный период времени (например, в сезон сбора местного
урожая).
Протекционистские пошлины
устанавливаются государством или группой государств для защиты внутренней промышленности и сельского
хозяйства от конкурентных импортных
товаров иностранного происхождения. Обычно ставки этих таможенных пошлин являются
самыми высокими, что в значительной степени препятствует возможности ценовой
конкуренции импортного товара с отечественным. Однако в соответствии с
принципами Заключительного акта первой Конференции ЮНКТАД право на взимание
протекционистских ставок таможенного обложения было предоставлено лишь
развивающимся странам.
В практике международных таможенных
отношений встречаются и другие виды таможенных пошлин - кумулятивные,
карательные, запретительные, наступательные, охранительные, лесные ,
покровительственные, уравнительные и др., но они не получили большого
распространения.
VI.Таможенные ставки и
таможенный тариф. Таможенные льготы.
Барометром эффективности таможенно-тарифного
регулирования является прежде всего уровень ставок пошлин. Еще Д.И.Менделеев,
принимавший активное участие в разработке тарифов в 1891 году, доказывал, что
ставки пошлин, превышающие 15-30% стоимости товаров ведет к снижению
государственных доходов, поступающих в государственную казну. Эти доводы
актуальны и сегодня. Статистика таможенного дела показывает, что чрезвычайно
высокий уровень налогообложения по товарам толкает большинство импортеров и
экспортеров на уклонение от уплаты таможенных платежей всеми доступными
средствами, на сокращение их части или на свертывание торговых операций. В
любом случае это приводит к значительным потерям средств, предназначенных для
пополнения доходной части федерального бюджета.
К одному и тому же виду таможенных пошлин
может применяться различный размер таможенных ставок, что прямо устанавливается
в таможенном тарифе. Таможенный тариф РФ - свод ставок таможенных пошлин
(таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную
границу РФ. Таможенный тариф содержит детализированные названия товаров,
облагаемых ввозной, вывозной или транзитной таможенной пошлиной, с указанием
способа обложения, ставки пошлины, коэффициента надбавок и скидок, а также
наименования товаров, запрещенных к ввозу, вывозу или транзиту. В целях
унификации таможенных тарифов в основу классификации товаров позднее было
положено соглашение 13 стран, подписанное ими в апреле 1951 г. в Брюсселе, о
введении единой классификационный системы для таможенных тарифов, т.н.
Брюссельская таможенная номенклатура, вступившая в силу в 1955 г. с
дополнениями и изменениями 1959, 1965 и 1972 г. С 1970 г. в Совете таможенного
сотрудничества началась разработка новой номенклатуры товаров в международной
торговле - Гармонизационная система описания и кодирования товаров, которая
призвана обеспечить более простую сопоставимость с Международной стандартной
товарной классификацией ООН. Разработанная к июню 1983 г. Гармонизационная
система призвана заменить БТН, она составляет 1240 позиций, скодированных в 6
цифрах, объединяющих около 4900 наименований товаров международной торговли,
охваченных тарифной и статистической номенклатурой. В Российской Федерации
в 1992 году было введено единообразное
кодирование товаров - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (
ТН ВЭД ). Система ТН ВЭД максимально приближена к Гармонизированной системе
описания и кодирования товаров. Код отдельного товара включает 9 знаков, причем
первые знаки кода, обозначающие группы и подгруппы товаров, обязательно
совпадают с общепринятой в Европейском союзе классификацией.
В соответствии с мировой практикой, с
целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на
таможенную территорию РФ и вывоза товара с этой территории , ставки пошлин в
России применяются в зависимости от страны происхождения товара. Страной
происхождения считается страна, в которой товар был полностью произведен
(полезные ископаемые, добытые на ее территории, растительная продукция, живые
животные, выращенные на ее территории и продукция, полученная от них в этой
стране, продукция охотничьего и рыболовного хозяйства, морского промысла,
добытая судами данной страны или зафрахтованных ею, вторсырье и отходы,
являющиеся результатом производственных или иных операций, осуществленных в
данной стране, товары, произведенные в данной стране исключительно из
вышеуказанной продукции) или подвергнут
достаточной переработке ( изменению товарной позиции по ТН ВЭД, выполнение
производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы
товар считался происходящим из той страны , где они имели место, изменение
стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или
добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара) .
При этом под страной происхождения товара
может пониматься группа стран, таможенные союзы, регион или часть
страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения
происхождения товара.
Таможенные тарифы бывают двух видов :
простые ( базируются на одной ставке, независимо от страны происхождения) и сложные ( базируются на нескольких ставках
- базовых, льготных или дискриминационных), которые в свою очередь делятся на
автономные ( закрепляют максимальные и минимальные ставки тарифа,
устанавливаемые государствами самостоятельно) и автономно-конвенционные (
содержат ряд ставок пошлин, устанавливаемых на основе торговых соглашений с
другими странами). В основу таможенных тарифных ставок положен принцип, в
соответствии с которым товар облагается тем большей пошлиной, чем выше степень
его промышленной обработки. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не
подлежат изменению в зависимости от лиц , перемещающих товары через таможенную
границу РФ, видов сделок и других факторов, за исключением случаев,
предусмотренных Законом. Они определяются Правительством Российской Федерации.
1) Базовые ставки
действуют в отношении товаров, происходящих из стран и их союзов,
пользующихся в отношениях с РФ режимом наибольшего благоприятствования .
2) Генеральные
(максимальные) ставки наиболее высоки и применяются по отношению к товарам,
происходящим из стран, с которыми данное государство не имеет договоров, заключенных
на основе режима наибольшего благоприятствования. По законодательству
Российской Федерации по отношению к таким товарам базовые ставки повышаются
вдвое.
3) Минимальные - льготные
ставки таможенных пошлин, устанавливаемые государствами на основе заключенных
ими торговых договоров или в одностороннем порядке как уступка другой
договаривающейся стороне ; применяются к товарам, происходящим или ввозимым из
стран, которые применяют к государствам ввоза режим наибольшего
благоприятствования в отношении таможенного обложения .
4) Конвенционные,
устанавливаются в отношении товаров, происходящих из стран, которые заключили
между собой соглашение , предусматривающее взимание этого более льготного
размера таможенных ставок ; широко применяется странами ЕС и ЕАСТ.
5) Преференциальные -
являются наиболее льготными, предоставляются одним государством на товары,
поступающие из другого государства (таможенного союза) в форме скидок с
Таможенного тарифа, ен распространяющиеся на третьи страны ; были введены в
практику международных таможенных отношений еще в начале ХХ века для метрополии
в торговле с ее колониями и зависимыми территориями. В соответствии с восьмым
принципом Заключительного акта по результатам работы первой Конференции ООН по
торговле и развитию, принятого 15.06.64 г. развитые страны должны предоставлять
уступки всем развивающимся странам и распространять на них все уступки, которые
они предоставляют друг другу, при этом не должны требовать взамен уступок от
развивающихся стран. К товарам, ввозимым из развивающихся стран на территорию
РФ, применяются базовые ставки, уменьшенные на 25%. Ввоз товаров из наименее
развитых стран осуществляется беспошлинно. Однако преференциальный режим при
импорте на территорию РФ не распространяется на ряд товаров, определенных
постановлениями Правительства РФ от 31.12.95 № 1301 и от 26.07.96 № 887 (
алкогольные напитки, табачные изделия, легковые автомобили, бижутерия, аудио- и
видеотехника, телефонные и кассовые аппараты и т.п.) Национальная схема
преференций РФ и с дальнейшем подлежит ежегодному пересмотру с учетом
сложившихся реалий внутри страны и в мировой торговле. Импорт товаров,
происходящих из стран СНГ, также осуществляется беспошлинно, причем ограничения
преференций, указанные выше, в этом случае не действуют ( единственное
исключение - в целях поддержки отечественной сахарной промышленности
постановлением Правительства РФ № 417 с 15.05.97 ввозные таможенные пошлины
стали взиматься с белого сахара, ввозимого из стран СНГ, кроме участников
Таможенного союза).
В
колебаниях величины импортных пошлин отражается изменение экономической
ситуации в стране. Например, в 1992 г. сложной проблемой считалась нехватка
продовольствия и его ввоз был беспошлинным. В 1993-1994 гг. возникла проблема
обратного характера - затрудненность
сбыта ряда отечественных товаров АПК из-за снижения платежеспособного спроса
населения, отсюда требования представителей ряда отраслей о введении высоких (
протекционистских ) пошлин на их товары. Установленные Постановлением
Правительства РФ от 10.03.94 г. ставки импортных (ввозных)пошлин колеблются в
основном в пределах от 1 до 15%.
Широкое международно-правовое закрепление
получила в межгосударственных таможенных связях и система взаимного
предоставления договаривающимися сторонами различных таможенных льгот и
преимуществ, которые находят свое закрепление как на двусторонней, так и на
многосторонней основе. Под тарифной льготой (преференцией) понимается
предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при
реализации торговой политики РФ льгота в отношении товара, перемещаемого через
таможенную границу РФ в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от
оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на
преференциальный ввоз (вывоз) товара. Тарифные льготы (преференции) в отношении
товаров не могут носить индивидуального характера и предоставляются
исключительно по решению Правительства РФ. Система таможенных льгот
складывается на основе международных договоров и соглашений, заключенных между
государствами на двусторонней и много сторонней основе, а также на основе
международных обычаев и принципа взаимности.
Виды таможенных льгот весьма
разнообразны. Это :
1) Льготы, которыми пользуются определенные организации
и учреждения (дипломатические, консульские и торговые представительства,
международные органы и организации,
национальные организации государств,
Они охватывают прежде всего ввоз предметов, предназначенные для
официального и служебного пользования этих организаций.
2). Льготы,
предоставляемые физическим лицам ( дипломатическим агентам, консульским
должностным лицам , должностным лицам международных органов и организаций,
лицам, въезжающим на территорию иностранного государства в качестве
специалистов, иностранным туристам, персоналу транспортных средств, лицам,
выполняющим служебные обязанности в пограничных районах и проживающим в
приграничных населенных пунктах, работающим или учащимся на территории другого
государства в отношении их предметов личного потребления).
3). Льготы,
распространяемые на различные товары, предметы, грузы, багаж. Так, на
основании закона Российской Федерации о таможенном тарифе от пошлины
освобождаются : а) транспортные средства, осуществляющие международные
перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы
материально-технического снабжения, необходимое для их нормальной эксплуатации
; б) предметы материально-технического
снабжения и снаряжения, вывозимые за пределы РФ для обеспечения деятельности
российских и зафрахтованных российскими лицами судов, ведущих морской промысел,
а также продукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию РФ, в) валюта
РФ, иностранная валюта ( кроме используемой для нумизматических целей), а также
ценные бумаги в соответствии с законодательными актам РФ, г) товары, подлежащие
обращению в собственность государства, в случаях, предусмотренных
законодательством РФ,
д) товары, ввозимые и
вывозимые в качестве гуманитарной помощи или на благотворительные цели, в целях
ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, учебные пособия
для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений, е) товары,
перемещаемые через таможенную границу РФ физическими лицами и не
предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, ж)
оборудование, приборы и материалы, ввозимые на таможенную территорию РФ для
реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства и
профессиональной переподготовки военнослужащих, осуществляемых за счет займов,
кредитов и безвозмездной финансовой помощи, з) ввозимые и вывозимые
периодические печатные издания и книжная продукция, связанная с образованием,
наукой и культурой (кроме продукции рекламного и эротического характера),
бумага, носители аудио- и видеоинформации, технологическое и инженерное оборудование,
ввозимое редакциями средств массовой информации ( действует с 1.01.96 до
31.12.98), и) пожарно-техническая продукция, ввозимая на таможенную территорию
РФ для обеспечения деятельности органов управления и подразделений
Государственной противопожарной службы МВД РФ, к) оборудование, материалы и
комплектующие, входящие в его комплект поставки ( кроме подакцизных товаров),
ввозимое за счет кредитов иностранных государств и международных финансовых
организаций, если освобождение от уплаты таможенной пошлины предусмотрено
международными договорами РФ.
4) Льготы ,
предоставляемые тем или иным государствам или их союзам на основании
международных договоров и соглашений. При осуществлении торгово-политических
отношений РФ с иностранными государствами допускается установление преференций
по таможенному тарифу РФ в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижения
ставок пошлин либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз)
в отношении товаров :
- происходящих из государств, образующих
вместе с РФ зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших
соглашения, имеющие целью создание такой зоны или союза,
- происходящих из развивающихся стран,
пользующихся национальной системой преференций РФ , пересматриваемой не реже 1
раза в 5 лет, Правительством РФ.
5) Льготы, предоставляемые в связи с особым
порядком ввоза и вывоза товаров. Так, при осуществлении торговой политики
РФ в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных
льгот в виде возврата уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и
освобождении в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров :
а) ввозимых и вывозимых
временно под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов ,
предусмотренных Таможенным кодексом РФ. Этот временный допуск может
осуществляться в двух формах : временно-беспошлинный ввоз ( в отношении
образцов и моделей товаров, экспонатов, предназначенных для выставок, конкурсов
и ярмарок, маркированной тары, перевозочных средств, инструментов и приборов ,
ввезенных временно для комплектования, испытания, ремонта и монтажа
поставленного оборудования), и условно-беспошлинный ввоз ( предусматривает
возможность обратного вывоза товара не обязательно в том же самом виде, а
совершенно нового в результате промышленной переработки) ;
б) вывозимых в составе
комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за
рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями, участником которых
является РФ,
в) вывозимых с таможенной
территории РФ в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных
государственных нужд,
г) ввозимых на таможенную
территорию РФ в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными
инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями товаров
собственного производства, в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе
продукции, заключенными Правительством Российской Федерации.
VII . Заключение.
Таможенная политика Российской Федерации.
Одно из существенных отличий налогов и
таможенных пошлин связано с тем, что торгово-политическая роль таможенного
обложения сделало таможенные пошлины объектом не только и не столько
национального , но и международного права. В современной мировой практике
таможенные системы рассматриваются в первую очередь как орудие регулирования
взаимодействия национальной экономики с мировым хозяйством, а таможенные
платежи - как инструмент воздействия на экспортно-импортные потоки. Таможенные
пошлины взимаются как в фискальных целях в качестве источника дохода для
государственной казны, так и в качестве инструмента таможенной политики
государства. Среди экономических функций таможенных пошлин можно выделить
следующие : протекционистская - для
защиты национального производства от притока в страну иностранных товаров; преференциальная - для
стимулирования импорта товаров из определенных стран и районов; статистическая
- для более точного учета внешнеторгового оборота ; уравнительная - для
выравнивания цен на импортные товары и товары местного производства и др. Таможенно-тарифные
системы всех государств - объект регулирования со стороны многочисленных
межгосударственных многосторонних соглашений.
Таможенная система России имеет немалый, порой
противоречивый исторический опыт, свидетельствующий о том, что в России
таможенное дело, таможенная политика сложилась как одна из важнейших сфер
политики государства, инструмент защиты национальных интересов страны. защиты
интересов государства, внутреннего рынка, отечественной торговли и
промышленности. Осуществляя свои защитные, охранительные функции, российская
таможня преследовала два основных результата : пополнение доходов
государственной казны и стимулирование развития производства внутри страны. С
начала своей деятельности таможня, мытные дворы на Руси являлись одним из
органов публичной власти государства, осуществляя нанесение клейма на товары ,
взимание обычного сбора за допуск данного товара к продаже внутри государства,
осуществление таможенного контроля за товарами, поступающими из-за границы и
вывозимыми за границу. Характерен в этом отношении Новоторговый устав, принятый
царем Алексеем Михайловичем в 1667 году. Его можно рассматривать и как первый
внешнеторговый, и как первый таможенный устав российского государства, с
которого начинается история российской таможенной политики. Он ограждал
внутренний рынок от иностранного засилья, устранял многие препоны, сдерживающие
развитие отечественной торговли и вместе с тем фактически обеспечивал свободу
внешней торговли. Эти охранительные начала получили развитие в последующих
актах российского законодательства. Глубоко осмысленным шагом в этом
направлении явилось утверждение “Положения о нейтральной торговле на 1811 год в
портах : Берингова, Балтийского , Черного и Азовского морей и по всей западной
сухопутной границе”, разработанного известным реформатором М.М.Сперанским. По
существу, это был новый тариф, означавший пересмотр тарифной политики в
интересах России, вызвавший значительное оживление русской промышленности,
развитие фабричных производств, давший импульс к активной торговле с
Англией. В частности, таможенное
покровительство имело решающее значение для становления и развития многих
отраслей отечественной экономики ( добыча и переработка нефти, свеклосахарная
промышленность, строительство железных дорог), а также повлияло на стабилизацию
курса рубля.
Во второй половине 19 века при подготовке или
пересмотре таможенного тарифа создавался особый комитет из чиновников
министерств финансов, иностранных и внутренних дел, которым проводился анализ
состояния сельского хозяйства , промышленности, торговли и таможенных доходов.
При комитете формировались представительные комиссии по основным направлениям и
позициям тарифа . К работе комитета и комиссий привлекались видные
представители торгово-промышленных кругов и центров, известные ученые,
специалисты и таможенники. Таким путем выявлялись различные точки зрения
практически по каждой позиции тарифа, обеспечивалось согласование интересов
отраслей промышленности и торговли с выгодой государственной казны и
потребителей.
После 1917 года значение таможенной политики
для государства оставалось приоритетным. Так, Декретом 1918 г. “О разграничении
прав Центральной и местных Советских властей по собиранию пошлин и о
регулировании деятельности местных таможенных учреждений “ функции по обложению
таможенными пошлинами и иными сборами ввозимых из-за границы и вывозимых за
границу товаров относятся исключительно к компетенции центральной Советской
власти, а сами таможенные учреждения рассматриваются в качестве органов этой
власти.
Сегодня таможенная служба России - 17
региональных управлений, 163 таможни, 504 таможенных поста, 2 таможенных
лаборатории, 3 представительства в странах СНГ, около 56 тысяч сотрудников. За
годы своего существования таможенная служба ни разу не срывала выполнение
государственных заданий. В казну перечислены десятки триллионов рублей,
ежегодно вклад таможенников составляет 20-30% доходной части федерального
бюджета. (см. Приложение 1). Каждый таможенник в 1996 году принес казне 68,3
млн. руб. ежемесячно, а на один рубль, вложенный в организацию таможенного дела
, пришлось 15 рублей поступлений. В 1997 году ГТК году выполнил годовое задание
по формированию бюджета на 121,35% . Со дня образования ГТК Российской
Федерации на развитие и содержание таможенной системы было истрачено немногим
больше 2 трлн. рублей. При этом российскими таможнями обустроено 12 современных
автоматизированных пунктов пропуска. В среднем за год через таможню проходит
свыше 2 млн. грузовых таможенных деклараций, порядка 600 млн. тонн грузов, 100
млн. человек, 20 млн. единиц транспортных средств. Более 90% всех
экспортно-импортных грузов оформляется во внутренних таможнях. Таможенные
службы, получившие статус правоохранительных органов, расследовали сотни тысяч
дел о нарушении таможенных правил, в одном 1997 году поступило штрафов на сумму
свыше 3 трлн. рублей.
В Российской Федерации осуществляется единая
таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики
РФ. Целями таможенной политики РФ являются : обеспечение наиболее эффективного
использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на
таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по
защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики,
содействию проведения структурной перестройки и других задач экономической
политики РФ. Российская Федерация стремится к активному участию в международном
сотрудничестве в области таможенного дела. Таможенное дело в РФ развивается в
направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и
правилами. В интересах развития и укрепления международной экономической
интеграции РФ создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной
торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами
международного права.
У некоторых экономистов России вызывает
озабоченность включение в проект Налогового кодекса Российской Федерации
раздела “Таможенная политика, таможенные сборы и иные платежи”. Этот раздел
подменяет на недостаточно проработанном концептуальном и практическом уровне
действующее таможенное законодательство РФ. Кроме того, проектом федерального
закона “ О введении в действие
частей II-IV Налогового кодекса Российской Федерации “ предусматривается отмена
действующего Закона “О таможенном тарифе”. Раздел XIV во многом расходится с
практикой ВТО. Объединены в одну группу таможенные пошлины, таможенные сборы и
таможенные платежи, имеющие различную правовую и сущностную основу. Так,
проектом налогового кодекса предусматриваются совокупный таможенный платеж,
представляющий собой совокупность таможенной пошлины и иных таможенных сборов и
единый таможенный платеж, уплачиваемый при перемещении товаров, не
предназначенных для производственной и экономической деятельности. Размазывание
блока таможенного законодательства и разнесение его положений по концептуально
различным законам неизбежно приведет к серьезным проблемам в области экономики
и ослаблению функций внешнеэкономического регулирования, осуществляемого
таможенными органами страны.
Совершенствование системы взимания
таможенных пошлин должно обеспечивать более существенное наполнение
федерального бюджета путем разработки порядка погашения задолженности по
таможенным платежам на основании переуступки прав погашения долгов, продолжение
ведения реестра банков, выступающих в качестве гарантов обеспечения уплаты
таможенных пошлин, определение пределов таможенной стоимости для исчисления
таможенных пошлин по отдельным категориям товаров. Приоритетные направления деятельности
таможенных органов : совершенствование технологии взимания таможенных платежей,
безусловное выполнение задания по формированию федерального бюджета,
совершенствование работы правоохранительного блока, совершенствование
технологий таможенного контроля, создание центров таможенного оформления ,
унификация таможенного законодательства и процесса таможенного контроля,
автоматизация и улучшение практики
работы таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.
Список литературы.
1. Закон РФ о таможенном
тарифе ( в ред. Федеральных законов от 07.08.95 № 128-ФЗ, от 25.11.95 № 185-ФЗ,
от 27.12.95 № 211-ФЗ , от 05.02.97 №
25-ФЗ)
2. Постановление
Правительства Российской Федерации от 5.11.92 № 856 “Об утверждении порядка
определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской
Федерации”.
3. Таможенный кодекс
Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 декабря 1997 года.
4. Борисов К.Г.
Международное таможенное право. Москва, издательство
Российского университета
дружбы народов. 1997 г.
5. Дзюбенко Т. Опыт и
уроки российской таможни. “Экономика и жизнь”, № 44/97.
6. Крашенинников Б.,
Пресняков В. Шаг вперед, два шага назад?”Экономика и жизнь”, № 32/97.
7. Лисов А., Пресняков В.
Федеральная целевая программа развития таможенной службы России :цели и пути
развития. “Внешняя торговля, № 4-6/97.
8. Международные
экономические отношения. Москва., издательство Финансовой академии при
правительстве Российской Федерации, 1995 г.
9. Никонов А. Правовые и
экономические особенности взимания таможенных пошлин и налогов. “Юридический
мир”, № 7/97.
10. Российская таможня :
итоги и перспективы. “Экономика и жизнь”, № 6/98.
Приложение 1. Поступления
таможенных платежей в федеральный бюджет России в 1993-1997 году.(млрд.руб.)